5,4 миллиарда гривен разницы: как аудит выявил слабые места в системе оборонных контрактов для ВСУ

7 октября 22:56

Правительственные аудиторы проанализировали контракты, заключенные Агентством оборонных закупок (АОЗ) с начала 2024 года до марта 2025-го. В результате обнаружили переплату в $129 млн в засекреченных расходах Украины на оружие, пишет The New York Times.

Почему так произошло и какие еще проблемы обнаружили во время проверки в сфере оборонных закупок Украины, разбирался «Коммерсант Украинский».

Отметим, что за последние два года Украина создала одну из самых динамичных оборонных промышленностей в Европе. Отечественные предприятия производят тысячи артиллерийских снарядов, бронетехники, беспилотников различных типов и назначения.

Миллиарды долларов направляются на поддержку этого производства — как из государственного бюджета, так и от европейских доноров. Для воюющей страны это критический сектор, обеспечивающий устойчивость фронта и постепенную автономность от внешних поставок оружия.

Впрочем, несмотря на прогресс в производстве, часть оборонных расходов остается засекреченной. Это неизбежно порождает вопросы об эффективности и добропорядочности системы закупок — особенно учитывая исторические проблемы коррупции в оборонном секторе.

Что именно проверял аудит в сфере оборонных закупок

Целью проверки было выяснить, насколько эффективно используются государственные средства при заключении контрактов с частными производителями.

Результаты оказались неоднозначными. В документации, в которой говорилось о выводах проверки АОЗ, описаны десятки случаев, когда оборонные контракты были присуждены не тем компаниям, которые предлагали самую низкую цену. По оценкам, разница между более выгодными предложениями и фактическими контрактами составляет 5,4 миллиарда гривен.

Кроме того, аудиторы зафиксировали случаи предоплат за оружие, которое не было поставлено, задержки в поставке и частичное выполнение контрактов.

Не всегда дешевле означает лучше

Глава Агентства оборонных закупок Арсен Жумадилов заявил, что отклонение более дешевых предложений не всегда свидетельствует о неэффективности.

По его словам, некоторые компании не соответствуют ключевым требованиям — по качеству, срокам доставки, условиям оплаты или техническим параметрам.

Жумадилов также отметил, что агентство пересмотрело свои процедуры, чтобы сделать процесс закупок более справедливым и контролируемым. Одним из шагов стало сокращение роли посредников, которые ранее получали значительные наценки.

Посредники и старая модель закупок

До прошлого года подавляющее большинство оборонных закупок осуществлялось через дилеров, которые брали комиссию около 3% от стоимости контракта. По данным отдельного аудита, 83% всех контрактов АОЗ заключались через таких посредников, а не напрямую с производителями.

Такая система создавала дополнительные риски: от задержек поставок до роста стоимости конечной продукции.

Более того, выявлены случаи заключения сделок с компаниями, которые не имели собственных производственных мощностей или опыта выполнения оборонных заказов.

Читайте также: Закупки оружия во время войны: как Украина потеряла сотни миллионов из-за посредников

«Политическая воля делать это правильно»

Бывший советник агентства Тамерлан Вахабов в комментарии медиа отметил, что ключевой проблемой остается не только система закупок, а недостаток политической воли проводить реформы до конца.

Они переплачивают по неизвестным причинам и без обоснования, — сказал он, имея в виду контракты, заключенные по завышенным ценам.

Эксперты отмечают, что в военных условиях баланс между скоростью закупок и прозрачностью чрезвычайно хрупкий. С одной стороны — потребность обеспечить фронт без задержек, с другой — риск повторения старых схем с неэффективным использованием средств.

Реформы и будущая интеграция структур

На фоне аудиторских проверок Министерство обороны приняло решение о реорганизации Государственного оператора тыла (ГОТ) — структуры, отвечающей за материально-техническое обеспечение армии.

С января 2026 года планируется объединение ДОТ и АОЗ в одну структуру, которая будет отвечать за все тыловые и закупочные процессы. К тому времени комиссия должна координировать работу двух учреждений, синхронизировать стратегии, унифицировать процедуры и адаптировать законодательную базу под современные требования.

В Министерстве считают, что такой подход позволит эффективнее использовать бюджетные ресурсы и усилит контроль за каждой гривной, потраченной на оборону.

Заметим, что оба агентства создавались как независимые друг от друга структуры с отдельными наблюдательными советами и работают на разных рынках. ДОТ отвечает за закупки продовольствия и имущества для Сил обороны, используя систему Prozorro, тогда как АОЗ занимается оружием и боеприпасами, где большинство контрактов являются закрытыми и заключаются без тендеров на международных рынках.

Баланс между секретностью и подотчетностью

Отметим, что отчет правительственных аудиторов не содержит прямых обвинений в хищениях или злоупотреблениях, однако он показал слабые места в функционировании оборонной закупочной системы.

Аналитики предостерегают, что секретность, которая оправдана во время войны, не должна полностью исключать общественный контроль.

Дивіться нас у YouTube: важливі теми — без цензури

Украина уже получила признание от международных партнеров за попытки реформировать военные закупки. Но доверие доноров и союзников напрямую зависит от того, насколько системно государство сможет продемонстрировать реальные изменения — от сокращения роли посредников до внедрения четких стандартов проверки подрядчиков.

Развитие отечественного ВПК — один из ключевых элементов устойчивости Украины. Но успех этой стратегии зависит не только от количества произведенных снарядов или беспилотников, но и от прозрачности финансовых потоков, которые стоят за этими производствами.

Внутренние аудиты — первый шаг к устранению старых практик. Следующий — создание системы контроля, которая работает даже во время войны, не тормозя темпы производства.

Украина имеет шанс показать, что может одновременно воевать, развивать собственную промышленность и оставаться подотчетной не только перед партнерами, но и перед собственным обществом.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают