А-95 с биоэтанолом против А-98: как сэкономить без вреда для авто
16 июня 13:44
У украинских автолюбителей есть чем заправлять свои машины. И это хорошо. Но не так давно этот выбор несколько ограничили, обязав АЗС продавать, а автовладельцев фактически покупать, бензин с содержанием биоэтанола не менее 5%. Хотя есть и проверенная, но более дорогая, и в последнее время вроде бы все более востребованная, альтернатива — высокооктановый бензин.
Стоит ли автолюбителям платить больше и есть ли основания все еще не доверять бензину со спиртом — выяснял «Коммерсант Украинский».
Несколько дней назад стало известно, что в мае 2025 года в Украину было импортировано рекордные более 5 тыс. т высокооктанового бензина марок А-98/100. Такой рост некоторые объясняли именно недоверием потребителей к бензину с биоэтанолом. И поэтому они, дескать, выбирают бензины с октановым числом 98 и выше, на которые требования добавления биоэтанола не распространяются. Действительно ли причина в этом?
Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн соглашается, что существует определенное недоверие к бензину с добавлением спирта.
«Дело в том, что у спиртовых добавок плохая репутация. То есть много лет эти дискуссии продолжались и было много как справедливых оговорок, так и немало откровенных манипуляций и спекуляций»,
— отмечает эксперт.
Что на самом деле не так… или так с этим бензином
Леонид Косянчук, эксперт рынка нефтепродуктов, убежден, что никакого вреда эта добавка в 5% биоэтанола к бензину автомобилю не нанесет. По его словам, это может лишь совсем немного увеличить потребление топлива автомобилем, потому что из биоэтанола энергии меньше производится.
«Эти 5 процентов биоэтанола в бензине добавляют проблем операторам рынка и не делают никакого вреда для автомобилей. Разве если авто какого-то 2000 года выпуска, то там возможны проблемы с резиновыми уплотнениями и т.д., потому что биоэтанол растворяет их. Однако 5 процентов — это ни о чем. Система их не увидит»,
— отмечает специалист.
Директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин напоминает об исследованиях Европейской комиссии, Агентства по охране окружающей среды США (EPA) и SAE International, которые доказали: биоэтанол в концентрации до 10% (E10) не вредит современным двигателям и даже снижает детонационный риск. Более того, все бензиновые авто, выпущенные после 2000 года, сертифицированы для эксплуатации с E10. А в Украине введено только E5.
«На самом деле биоэтанол — это локальный ресурс, который создает рабочие места в агросекторе, уменьшает валютную зависимость и поддерживает украинскую экономику, способствует экологизации транспорта в соответствии с европейской политикой»,
— констатирует эксперт.
При этом, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает целесообразным напомнить, что бензин с добавлением спирта — это, все же, продукт достаточно капризный к условиям транспортировки и хранения.
«Если не придерживаться соответствующих нормативов, это может привести к порче топлива, к его расслоению вследствие гигроскопичности спирта. Спирт натягивает на себя влагу, и если этот процесс не контролировать, то топливо просто расслоится на спирт, воду и низкооктановый бензин. И его уже будет невозможно использовать»,
— отмечает специалист.
Он считает, что на этапе доставки — а сейчас речь идет о поставках из Европы — качество топлива вряд ли снизится. А вот на этапе хранения на нефтебазах или АЗС нужен контроль и новая технологическая культура.
На самом деле, по словам Сергея Куюна, этот май доказал, что опасения относительно качества бензина с биоэтанолом не оправдались.
«Вот уже почти два месяца все ездят на бензине со спиртом, и я не слышал ни об одной рекламации, и в соцсетях таких сообщений не видел. Это очень показательно и говорит о том, что рынок подготовился и нормально с этим справился»,
— подчеркнул эксперт.
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко
«Рост популярности» бензина А-98/100
Сообщения об ажиотаже вокруг покупки А-98/100 Леонид Косянчук, эксперт рынка нефтепродуктов, считает чисто маркетинговым ходом и даже проявлением недобросовестной конкуренции.
«Это, все-таки, маркетинговые вещи — публикации о том, что кто-то переходит на топливо по более 60 грн, потому что боится, что его автомбиль за 10 тысяч долларов будет поврежден топливом с биоэтанолом. А еще кто-то приглашает на чистку топливной системы, потому что биоэтанол якобы портит. Показывают в роликах даже то, какая грязь вылетает из выхлопной трубы. Надо же как-то привлекать потребителя»,
— отмечает эксперт.
Директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин резкий «рост популярности» бензина А-98/100 в мае 2025 года также считает результатом агрессивной информационной кампании.
«Распространение информации об исчезновении А-98 со стел АЗС выглядит скорее как маркетинговая кампания премиального сегмента, чем объективная оценка потребительского поведения. Тем более, что данные, которые были предоставлены, как оценка состояния рынка, на мой взгляд, базировались скорее на показателях импорта топлива, а не реальных объемах потребления, которые на время войны закрыты от общественности»,
— отмечает Сергей Сапегин.
А директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн напоминает, что речь идет всего лишь о 5 тысячах тонн майского объема использования бензина А-98/100, и это на фоне того, что потребление бензина в Украине составляет около 170 тысяч тонн в месяц. То есть, отмечает эксперт, какая-то небольшая прослойка людей действительно решила заправляться этим топливом. Но оно дорогое и не все могут себе это позволить.
Каким же бензином выгоднее пользоваться: А-95 (Е5) или А-98?
Директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин сделал для потребителя сравнительную экономическую и техническую оценку использования этих двух марок бензина.
По словам специалиста, независимые технические исследования показывают, что преимущества А-98/100 в большинстве современных авто остаются на уровне статистической погрешности, если двигатель не настроен под повышенное октановое число. То есть водитель платит, но не получает ни снижения расхода топлива, ни ощутимой производительности.
В то же время, напоминает эксперт, отечественный А-95 с этанолом — это продукт с использованием украинского сырья, который поддерживает экономику, создает рабочие места в регионах и уменьшает зависимость от импорта.
Ценовая разница между А-95 (Е5) и А-98 — до 10 грн/л, и это прямо влияет на расходы потребителя. На 100 км автомобильного путешествия украинец, заливающий А-98, тратит почти на 50 гривен больше, чем тот, кто выбирает А-95 с биоэтанолом, или 500 грн на каждые 1000 км.
Сергей Сапегин обращает внимание еще и на такие факторы:
- эффективность двигателя: А-98 (E0) может давать плюс 3-5% мощности в турбодвигателях, но для обычных авто разница минимальна;
- экология: А-95 (E5) уменьшает выбросы CO₂ примерно на 2-3% по сравнению с А-98 (E0);
- экономия: А-95 (E5) — дешевле на 46 грн/100 км;
- для мощных авто: А-98 (E0) может быть лучше из-за стабильности детонации.
Параметр | А-95 (E5) | А-98 (E0) | Перерасход |
Цена за литр | 51.99 грн | 60.99 грн | плюс 9 грн |
Расход на 100 км | 8.5 л | 8.0 л | плюс 0.5 л |
Стоимость за 100 км | 441.92 грн | 487.92 грн | плюс 46 грн |
Таким образом, делает вывод Сергей Сапегин, если автомобиль не нуждается в А-98 по спецификации, использование А-95 (E5) значительно снизит расходы без потери качества езды.
Таким образом, наличие выбора — это важно. Но выбор надо сделать правильный, исходя из собственных возможностей и потребностей.
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко
Сергей Василевич