Автотренды: как электромобили меняют украинский авторынок

1 октября 17:26
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Электромобили на украинских дорогах уже не редкое явление, а привычная картина. Но «наступление» электромобилей в ближайшее время может быть остановлено. Что влияло и будет влиять на развитие этого сегмента авторынка, —- выяснял «Коммерсант Украинский».

В августе 2025 года на территорию Украины завезли 9 274 электромобиля, что более чем вдвое превышает показатель аналогичного месяца прошлого года в 4 146 авто. Такие данные, свидетельствующие о продолжающемся росте спроса на электромобили в Украине, привела на днях Государственная таможенная служба.

Подобная динамика имела и другое проявление. Как констатирует издание AUTO-Consulting, в августе доля электромобилей на рынке новых автомобилей впервые достигла показателя 28%, но в первой половине сентября был уже зафиксирован новый рекорд в 36%. Объясняется такой электромобильный ажиотаж… неопределенностью. Под большим вопросом остается продление после 1 января 2026 года действия «нулевого» НДС на импорт электрокаров. Таможенные и налоговые преференции для электромобилей, сделав их более доступными, поспособствовали развитию электромобильности. Хотя влияние имели не только они.

Как электромобили осваивались на украинском рынке

За восемь месяцев 2025 года в сервисных центрах МВД зарегистрировали 47 307 электромобилей. И этот показатель уже почти сравнялся с тем количеством электрокаров, которые были зарегистрированы в течение всего прошлого года.

Исполнительный директор ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников, очень стремительный рост спроса на электромобили подтверждает следующими данными.

Если в 2021 году украинский автопарк пополнили 8,9 тыс. батарейных электромобилей (легковых и коммерческих), то в 2024 году — 51,7 тыс. ед. Доля новых авто в этих объемах составила: 14% — в 2021 году, 20% — в 2024 году, — отмечает специалист.

Руководитель Украинской электромобильной ассоциации EV-UA, основатель и СЕО «Луаз Моторс», единственного в Украине производителя электромобилей Вадим Игнатов называет темпы роста количества электромобилей бешеными и констатирует, что сейчас в Украине уже почти 190 тысяч электромобилей. Он также рассказал, что развитие электромобильности в Украине происходило в несколько этапов.

Первый этап был начальный, где-то с 2014-15 годов, когда и начали у нас появляться первые электромобили. Это были «битые» электромобили из США — Nissan Leaf и Tesla. И рынок начал понемногу развиваться благодаря энтузиастам, людям, которые поверили в электромобильность. Затем, где-то с 2017 года, к этому процессу подключилось государство через введение льгот. Это создало почву для следующего этапа — официальных продаж, когда зашли на рынок такие бренды, как BMW, Renault, Nissan, Hyundai со своими официальными электромобилями. И потом где-то примерно в 2020 году началось развитие и импорт китайских электромобилей. Они постоянно новые модели выпускают. С точки зрения цены и качества китайские электромобили являются более конкурентоспособными. И это третий этап, — отмечает Вадим Игнатов.

Он также отмечает, что государство давно занимается развитием электромобильности и вспоминает о принятии Транспортной стратегии развития Украины до 2030 года, программы по энергоэффективности и энергосбережению, где электромобильности было отведено большое место. Собственно, преимущества электротранспорта хорошо известны. Для Украины — это уменьшение топливной зависимости, учитывая то, что страна полностью импортирует топливо. И разумеется, экологичность. Как напоминает Вадим Игнатов, электромобили на 75% чище любого авто с двигателем внутреннего сгорания, включая гибриды. Но не только эти «плюсы» могут определять государственную политику.

НДС — под вопросом

Льготный режим для электромобилей сейчас предусматривает отсутствие взимания налога на добавленную стоимость и пошлины. Не уплачивается также взнос в Пенсионный фонд при первой регистрации. Акциз установлен на уровне 1 евро за 1 кВт час емкости батареи. Некоторые называют его символическим, для сравнения: самый большой акциз для электромобиля сейчас составляет примерно 150 евро, тогда как акциз для авто с двигателем внутреннего сгорания где-то на уровне 2-3 тысяч долларов. И вот с 1 января 2026 года при ввозе электромобилей возможно придется платить налог на добавленную стоимость в 20%. И ожидать соответствующего подорожания авто.

Льгота на НДС действует до конца этого года и продолжаться не будет.

Таким предупреждением поделился в середине июля Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Обращаясь к импортерам электрокаров, он тогда заявил:

Имейте порядочность в стране, которая каждую копейку собирает на армию, не поднимать вопрос об освобождении от НДС отдельной категории дорогих товаров. Конкурируйте за потребителя качеством и маркетингом, а не шкурными налоговыми правками, — подчеркнул Гетманцев.

Хотя в парламенте есть и те, кто напоминает: современный мир стоит перед задачей быстрого перехода на «зеленый» транспорт для уменьшения выбросов парниковых газов, улучшения экологической ситуации и диверсификации источников энергии и настаивает на продолжении льготного режима. Эти депутаты зарегистрировали два законопроекта под номерами 13351 и 13351-1. Одним из них предлагается продлить действие льготы на ввоз до 1 января 2027 года, а вторым — до завершения военного положения и еще на один год после этого. Хотя…. о перспективности таких предложений косвенно может говорить тот факт, что главным комитетом по этому вопросу значится именно тот, который возглавляет Даниил Гетманцев, который свою категорическую позицию относительно не продления льгот на НДС уже озвучил и даже посоветовал сторонникам электромобильности поспешить с покупкой авто. Автолюбители его услышали.

Вадим Игнатов, руководитель Украинской электромобильной ассоциации EV-UA, соглашается с тем, что сейчас некоторый всплеск спроса связан именно с неопределенностью относительно предоставления льгот по уплате НДС, но также напоминает, что пошлина, акциз, нулевая ставка при первой регистрации — все эти льготы сохраняются, поскольку были приняты бессрочно. Он же оценивает и то, как прекращение действия льготы по НДС повлияет на рынок.

В этом случае можно ожидать подорожания авто на 20%. Как утверждается в исследовании ученых Западноукраинского национального университета, ожидается падение продаж от 50% до 70% в общем объеме. То есть если, по моим прогнозам, в этом году 65 тысяч электромобилей пройдут первую регистрацию, то дальше будет лишь примерно 30% в лучшем случае. И возобновится эта история только к 2030 году, — отмечает Вадим Игнатов.

Председатель Украинской электромобильной ассоциации EV-UA также отметил, что ассоциация выступает за продление льгот для электромобилей до 2030 года.

Почему именно до 2030 года? Потому что та же транспортная стратегия, и стратегия устойчивого развития, они все рассчитаны до 2030 года. И в 2030 году в Европе показатели перехода на электромобили уже должны быть на уровне 55%. И поэтому нам нужно также двигаться в том же направлении. Учитывая и то, что к 2035 году Украина, надеюсь, уже станет членом ЕС и нам нужно будет в любом случае принимать законы ЕС, — пояснил специалист.


Не льготами едиными

Министерство развития общин и территорий Украины на днях как раз анонсировало начало работы над Концепцией развития сети электрозарядных станций. Это официально предусмотрено Национальным планом действий по возобновляемой энергетике до 2030 года.

Как сообщил заместитель министра Сергей Деркач, чтобы четко понимать, сколько станций есть сейчас, где они расположены и чего не хватает, ведомство проводит детальное исследование рынка. Приобщиться к участию в нем можно до 15 октября 2025 года.

Европейский Союз определил электромобильность как ключевой приоритет. По Регламенту (EU) 2023/1804 вдоль основных коридоров TEN-T станции должны быть каждые 60 км, с мощностью не менее 400 кВт. Это — стандарт, к которому мы тоже должны стремиться, если говорим о настоящей интеграции с ЕС, — отметил чиновник.

Цель исследования оценить текущее состояние рынка зарядной инфраструктуры и определить ключевые потребности пользователей.

Также при участии Министерства энергетики будет создана интерактивная карта зарядных станций. Как пояснил руководитель Украинской электромобильной ассоциации EV-UA Вадим Игнатов, чиновники разрабатывают карту мест, где будут возможны подключения электрозарядных станций.

В чем идея: за счет государства найти возможности подключения зарядных станций, а уже установка и эксплуатация зарядных станций будет на коммерческих началах осуществляться частными компаниями. То есть это некая история государственно-частного партнерства, когда государство предоставляет возможности и способствует, а уже частный бизнес развивает. Это также выход, если у нас нет таких возможностей, как, например, во многих европейских государствах, где зарядная инфраструктура развивалась полностью за счет государства, — отмечает специалист.

Кстати, в качестве примера для подражания Вадим Игнатов вспоминает Норвегию, где очень понятная и устоявшаяся политика по развитию электромобильности. Она расписана на много лет и не меняется так, как у нас. Там есть фискальные стимулы и нефискальные, есть прямые льготы, как у нас по НДС и по регистрационному взносу, а есть и такие льготы, как, например, бесплатный проезд на паромах и парковки в городах. Как результат такой политики, по данным Норвежской администрации автомобильных дорог, в июне 2025 года доля авто на электротяге составила рекордные 96,9%.

Какие же электромобили завоевывают украинский рынок

Четыре года назад на рынке электромобилей доминировали американские и европейские авто, а бестселлером был NISSAN Leaf. На сегодня же, как констатирует исполнительный директор ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников, ситуация изменилась.

На рынке новых электромобилей господствует Китай: более 90% реализованных с января по август новых электромобилей были ввезены из КНР. Самая популярная модель среди новых электромобилей в этом году — BYD Song Plus. Главным фактором роста спроса на китайские электромобили является их цена. Подержанные электромобили чаще попадают в Украину из США — 36%. В этом сегменте самым популярным электромобилем является TESLA Model Y, — отмечает эксперт.

Согласно информации «Укравтопрома», в Украине в ТОП-5 новых электромобилей августа попали:

  • BYD Song Plus — 358 авто;
  • VOLKSWAGEN ID.UNYX — 206 авто;
  • HONDA eNS1 — 202 авто;
  • BYD Sea Lion 07 — 154 авто;
  • AUDI Q4 e-tron — 109 авто.

ТОП-5 импортируемых электромобилей с пробегом составили:

  • TESLA Model Y — 827 авто;
  • TESLA Model 3 — 651 авто;
  • NISSAN Leaf — 562 авто;
  • KIA Niro EV — 367 авто;
  • RENAULT Zoe — 263 авто.

Кстати, не только в Украине на рынке электромобилей все больше доминируют китайские производители. К примеру, доля BYD на испанском рынке электромобилей, включая полностью электрические модели и плагин-гибриды, в июле выросла до более 10% несмотря на пошлины ЕС на электромобили китайского производства. Это более чем вдвое превышает средний показатель по Европе и втрое превышает долю Tesla, которая составляет 3,3%.

Согласно данным компании JATO Dynamics, благодаря своей широкой и конкурентоспособной линейке, BYD уже опередил известные европейские автомобильные бренды, обогнав по продажам Fiat, Dacia и Seat в Великобритании, Fiat и Seat во Франции, Seat в Италии и Fiat в Испании.

Автор — Сергей Василевич

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают