Более дешевых лекарств в аптеках будет становиться больше. Но почувствует ли потребитель изменения

17 марта 09:42

Перечень лекарственных препаратов, на которые снижены цены, должен пополниться еще примерно 250 наименованиями. Об этом во время общения с журналистами в Медиацентре Украины сообщил Президент ассоциации «Производители лекарств Украины» Петр Багрий, информирует «Коммерсант Украинский».

Он напомнил, что с 1 марта производители уже уменьшили стоимость 101 позиции препаратов на 30%, а также переоценили остатки у дистрибьюторов и в аптеках, чтобы изменения стали реальностью немедленно.

Петр Багрий пояснил, что цены в первую очередь снизили на самые популярные препараты, которыми все пользуются ежедневно, то есть, по его словам, «перечень определял рынок» и работа по снижению цен на лекарства продолжается.

«Сейчас работаем над следующими около 200-250 позициями наименований препаратов, на которые будет снижена цена. Что-то будет снижено на 30%, что-то на 40%, что-то на 20%. Это уже рыночная ситуация определяет», — отметил Петр Багрий.

От чего зависит цена на лекарства

На цену лекарств влияет много факторов, говорит Петр Багрий.

«Это и деньги, и война, и логистика, и стоимость сырья, которая у нас зависит от колебания курса валют, энергоносители, необходимость обеспечить устойчивую работу предприятия с точки зрения энергоснабжения, огромные инвестиции для строительства собственных мощностей, чтобы иметь доступ к энергии. Все это, в конце концов, складывается в цену», — рассказал президент ассоциации.

Как пояснил в эфире Украинского Радио доктор фармацевтических наук, профессор Константин Косяченко, на стоимость как отечественных, так и импортных лекарств ощутимо влияет фактор инфляции. К сожалению, почти все лекарственные средства изготавливаются из субстанции зарубежного производства. Цена в долларовом эквиваленте растет, а в стоимости любого лекарственного средства 65-70% — это стоимость субстанции.

«70% цены — это субстанция, 30% — это накладные расходы. Это оптово-отпускная цена. Затем в процесс включаются дистрибьюторы, которые наценивают 8-10%. Аптечные сети несмотря на декларирование что наценивают менее 20% с такой наценкой не могли бы выжить. Поэтому подключаются маркетинговые договоры, когда берут на реализацию дорогие препараты в то время, как доступны более дешевые отечественные аналоги. И здесь должен приобщаться Антимонопольный комитет и мониторить цены», — отмечает Константин Косяченко.

Петр Багрий соглашается, что маркетинговые договоры существенно влияют на цену лекарств.

Цена и маркетинговые договоры

Маркетинговые договоры между так называемыми аптечными сетями и производителями лекарств предусматривают финансовые стимулы (бонусы, вознаграждения) для аптек от производителей за продвижение определенных препаратов.

Как объясняет Петр Багрий, «поскольку производители лекарств выпускают одинаковую продукцию, они борются за полку в аптеке и чтобы попасть на эту полку надо заплатить, что приводит к росту цены».

А еще подобная ситуация грозит тем, что препараты могут выбираться не по их эффективности или необходимости, а из-за выгоды для аптеки, соответственно потребители рискуют получить ненужный или более дорогой препарат. И конкуренция среди производителей становится неравной: приоритет отдается тем, кто может предложить большие маркетинговые бонусы.

С 1 марта маркетинговые платежи, которые производители платили аптекам за продвижение своей продукции, запрещены.

«Собственно говоря, — отмечает Петр Багрий, — эта вся история с изменением регулирования на рынке, она в определенной степени и продиктована тем, что мы говорим: давайте остановим эту постоянную погоню и борьбу за полку в аптечной сети и развитие ненужного количества аптек на рынке Украины.

Кто же работает на фармацевтическом рынке

На сегодня на украинском рынке действует 118 лицензий на производство лекарств. Такую цифру привел на брифинге Президент ассоциации «Производители лекарств Украины» и по его оценке «конкуренция у нас чрезвычайно высокая в этом сегменте».

«Что касается дистрибуции, есть более 350 лицензий на оптовую деятельность в Украине, но реально на рынке два дистрибьютора владеют 80% рынка», — продолжил рассказывать Петр Багрий.

В Украине также работает пять крупнейших аптечных сетей.

«Они, и это ни для кого не секрет, владеют 80-85% рынка и там также есть конкуренция, поскольку это совершенно разные сети, каждая из которых ведет свою политику на рынке», — пояснил Петр Багрий.

Президент ассоциации «Производители лекарств Украины» также отметил, что снижение цен может привести к убыткам среди фармацевтических компаний.

«Для заводов это огромные потери. 1 млрд грн дохода недополучит «Дарница» из-за снижения цен. Это может повлиять на инвестиционную политику, выплату зарплаты, сокращения», — говорит Багрий.

Однако, заверил он, снижение цен на наиболее употребляемые препараты не повлечет рост цен на более редкие препараты, поскольку сейчас под контролем регулятора все медицинские препараты.

Напомним, 12 февраля 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение «О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев». Оно было введено в действие Указом Президента Украины и содержало четкий пошаговый план снижения и стабилизации цен на лекарственные средства.

Во исполнение решения СНБО правительство:

— урегулировало наценки на лекарственные средства,

— запретило практику маркетинговых платежей,

— возобновило проверки Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей в части контроля за ценами в аптечных сетях.

Также было договорено, что с 1 марта 2025 года на определенные группы лекарственных средств цены в аптеках снизятся в среднем на 30%.

Кстати, в Киеве активно проверяют то, как аптеки снизили цены на лекарства. С начала марта столичным Главным управлением Госпродпотребслужбы уже проведено 297 мониторинговых мероприятий по ценам на лекарства в аптеках.

Василевич Сергій
Редактор

Сейчас читают