Бизнес-прогнозы на 2025 год: видят ли украинские предприниматели конец войны

25 февраля 08:42

Украинский бизнес продолжает работать в условиях войны, адаптируясь к новым вызовам и нестабильной экономической ситуации. Руководители компаний оценивают перспективы завершения боевых действий и готовятся к возможному затягиванию войны. Об этом свидетельствуют результаты новой волны опроса «Бизнес во время войны», проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией среди своих членских компаний, сообщает «Коммерсант Украинский»

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ситуацию с безопасностью, большинство компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) будут продолжать работать в Украине, независимо от продолжительности боевых действий. Согласно результатам нового опроса, 77% компаний заявили о намерении оставаться на украинском рынке, 19% еще не определились, а лишь 4% предполагают возможный выход в случае затяжной войны.

Видение перспектив окончания войны в 2025 году

Относительно прогнозов на завершение боевых действий, мнения бизнеса разделились.

Только 32% опрошенных верят, что война закончится в 2025 году, 25% не разделяют этого оптимизма, а 43% затрудняются ответить на этот вопрос.

Работа бизнеса в условиях войны

В начале 2025 года 75% компаний функционируют в полном объеме, тогда как 24% имеют определенные ограничения в деятельности, а 1% — не работает вообще.

Главными вызовами для бизнеса остаются:

  • нехватка квалифицированных работников из-за мобилизации (75%),
  • ограничение географии деятельности (55%)
  • необходимость приостановления работы во время воздушных тревог (41%).

В то же время доля компаний, работающих без ограничений, выросла по сравнению с предыдущим опросом. Напомним, полгода назад полноценно работали 64% компаний, и 36% работали с ограничениями.

Оптимистические настроения в бизнесе

За последние шесть месяцев увеличилось количество руководителей, которые положительно оценивают состояние своего бизнеса — таких уже 40% против 27% в предыдущей волне опроса. В то же время 46% оценивают ситуацию как удовлетворительную, а 14% — отрицательно.

Прогнозы относительно динамики бизнеса также стали более оптимистичными. Если полгода назад 56% ожидали ухудшения ситуации, то сейчас эта доля сократилась до 29%. В то же время количество компаний, прогнозирующих улучшение, выросло вдвое — с 16% до 32%. Еще 39% не ожидают существенных изменений.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Факторы наибольшего негативного влияния на бизнес

Наибольшими проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели, являются:

  • нехватка квалифицированных кадров из-за мобилизации (75%),
  • война и оккупация территорий (63%),
  • экономическая нестабильность (54%).

В предыдущей волне опроса в топ-3 вызовов входили атаки на энергетическую инфраструктуру, однако сейчас этот фактор отошел на четвертое место.

Финансовая стабильность компаний

Несмотря на сложные условия, компании наращивают финансовые резервы.

Сейчас 72% опрошенных имеют резервы, которых хватит минимум на год (против 53% полгода назад).

Еще 22% компаний имеют резервы на полгода, 5% — на несколько месяцев, а 1% заявили о полном отсутствии резервов.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Потери бизнеса от войны

Потери бизнеса остаются значительными.

По состоянию на начало 2025 года для 25% опрошенных компаний они составляют до $1 млн. 24% сообщили о потерях в пределах $1-10 млн, а 16% — более $10 млн.

Никаких потерь не понесли только 11% опрошенных компаний Ассоциации, а 24% трудно их оценить.

Поддержка ВСУ и мобилизация работников

Бизнес продолжает поддерживать Вооруженные Силы Украины. 72% компаний помогают своим работникам, воюющим в рядах ВСУ, 56% оказывают финансовую помощь, а 35% поддерживают армию продукцией. Также 23% предприятий приобщаются к восстановлению общин и регионов.

В 85% компаний среди работников есть мобилизованные в ряды ВСУ. Доля предприятий, где количество мобилизованных достигает 10-20% персонала, выросла с 28% до 36%. У 8% компаний этот показатель превышает 20-30%.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Около половины, а именно 48% компаний сообщают, что среди мобилизованных или добровольцев есть критические для работы предприятия специалисты.

Релокация бизнеса

Только 9% компаний проводили релокацию офиса или производства из-за войны, из них 7% переместили активы в пределах Украины, а 2% — за границу.

86% не проводили релокацию и не планируют, тогда как 5% не релоцировались, но пока размышляют над этим.

Потребности бизнеса

Среди ключевых потребностей, которые сейчас являются наиболее актуальными для бизнеса:

  • улучшение условий бронирования работников,
  • смягчение валютных ограничений,
  • мораторий на проверки,
  • покрытие военных рисков

В целом результаты исследования демонстрируют устойчивость украинского бизнеса, рост уровня оптимизма и адаптацию к новым реалиям, что способствует сохранению экономического потенциала страны в условиях войны.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают