Тихая миграция молодежи: проблема, которая не оправдывается только войной

В последнее время я все чаще слышу один и тот же вопрос — от родителей, педагогов, политиков, иногда и от самих студентов: «Почему они уезжают?»
Речь идет, конечно, об украинских выпускниках — тех, кто окончил школу, иногда и университет, и отправился в другие страны в поисках образования, безопасности и будущего. И если раньше это было скорее исключение, то теперь — правило. Это уже не единичные истории, это настоящая волна. Тихая, но мощная одновременно.
Мы привыкли мерить такие вещи цифрами. По статистике ЮНЕСКО, количество украинских студентов за рубежом растет с каждым годом. В 2014-м их было чуть больше 60 тысяч, в 2016-м — почти 80 тысяч, а после начала полномасштабного вторжения — по оценкам МОН — более 600 тысяч.
Но это не просто статистика..
Когда я говорю с молодыми украинками и украинцами в Берлине, Варшаве или Брюсселе, я каждый раз слышу подобное: «Я не планировал оставаться. Но сейчас, когда война продолжается, а жизнь у меня одна — возвращение стало не таким очевидным вариантом».
Эти слова болят. Не потому, что они кого-то предают — нет. А потому, что они так искренне говорят о том, что украинцы вынужденно ищут: безопасность, стабильность и определенность будущих перспектив.
Война, без сомнения, стала первопричиной миграции молодежи. И так, как студенты — это прежде всего дети, то родители, конечно, хотят, чтобы их дети были в безопасности. В начале войны многие выезжали экстренно, хаотично, с одним рюкзаком. Но уже сейчас мы имеем дело с тихой и взвешенной, спланированной миграцией.
И именно поэтому ее причины, кроме войны, являются более широкими и системными.
Например, качество образования в Украине и доступность этого образования. В этой сфере после кучи реформ ради реформ, откровенно говоря, у нас больше проблем, чем достижений. Кроме разрушений войны, у нас искусственно сокращают ЗВО, искусственно блокируют возможность учиться дома из-за непродуманной и не адаптированной под условия войны системы поступления. Далее — отсутствие практической ценности многих дипломов. И эту проблему давно пора признать.
Современная молодежь стремится к реальным знаниям и возможностям. Они хотят учиться не ради бумажки, а с четким пониманием, что их время и усилия имеют значение, ценность и перспективу.
Как мама подростка, я лично прекрасно понимаю этих детей.
В той же Польше, например, сегодня можно учиться бесплатно. В Германии — получать стипендию и официально работать. В Чехии — жить в комфортном общежитии и иметь свободный доступ к инновационным лабораториям и библиотекам. Европейские университеты не просто учат — они готовят к жизни.
Соответственно, по данным Евростата, Польша принимает около 30% украинских студентов, Германия — 18%, Чехия — 12%.
Вывод напрашивается сам собой: мы не имеем права оправдывать потерю молодого поколения, будущих специалистов, предпринимателей и ученых исключительно войной.
Более того, за тех, кто уже учится за границей, но продолжает поддерживать связи с Украиной через родных и друзей, мы должны бороться. Для каждого из них Украина остается домом. И за Украину многим из них болит.
Что должны менять:
Прежде всего, надо перестать смотреть на молодежь как на статистику и начать относиться к ней как к будущим партнерам.
Когда университет — не место получения диплома, а пространство развития. Когда доступ к нему — не ограничивает круг потенциальных студентов на этапе непродуманных тестов, разработанных неясно с какой реальной целью.
Когда образование — не абстракция, а первая ступень инфраструктуры будущего профессионального развития человека.
Когда первое место работы или практики — гарантировано и является логическим продолжением стараний студента и государственной образовательной политики в целом.
Когда бизнес интегрирован в жизнь кампусов и вовлечен в реализацию образовательных программ, ведь является будущим работодателем.
Еще одно: ни в коем случае нельзя пытаться запретить молодежи выезжать. Этот путь — в никуда и может привести только к обратному эффекту.
Второе — выезжающую сейчас молодежь нельзя осуждать, буллить, и что хуже — разделять на патриотов и непатриотов.
Мир глобализируется, его границы уже давно условны. И это хорошо. Потому что если мы сделаем Украину страной, в которую хочется вернуться, — то выиграем дважды. Сегодняшние студенты вернутся специалистами с европейским образованием.
Отток молодежи — на самом деле это зеркало, которое показывает, что у нас сегодня не так и с чем мы имеем серьезные проблемы. Именно под этим углом на тихую миграцию абитуриентов должно смотреть сегодня государство. И я к этому призываю буквально каждого украинского чиновника.
Страна, которая умеет возвращать своих, — сильнее той, которая только умеет держать. Поэтому главное, что можем сделать сейчас, — признать проблемы, сделать правильные выводы, принять необходимые решения. Уже.