Какой процесс возмещения НДС у ФЛП

Как известно, плательщиком НДС среди физических лиц-предпринимателей могут быть ФЛП на 3 группе с уплатой 3% дохода и выбрано дополнительно уплату НДС и ФЛП на общей системе налогообложения с регистрацией плательщиком НДС.

Ставку ЕН, определенную для 3-й группы в размере 3% (с уплатой НДС), может выбрать (пп. 4 пп. 4 п. 293.8 НКУ):

— субъект хозяйствования, зарегистрированный плательщиком НДС, при переходе им на упрощенную систему путем подачи заявления не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала;

— плательщик ЕН группы 3, избравший ставку 5%, в случае добровольного изменения ставки ЕН путем подачи заявления об изменении ставки ЕН не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка, и регистрации такого плательщика ЕН плательщиком НДС.

ФЛП на общей системе налогообложения руководствуется ст. 177 НКУ при налогообложении полученных доходов.

В Налоговом кодексе отсутствуют запреты для возмещения НДС физическим лицам-предпринимателям, которые являются плательщиками налога и имеют отрицательное значение разницы между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита.

Возмещение НДС осуществляется по общим правилам. Для того, чтобы можно было реализовать право на бюджетное возмещение НДС необходимо выполнение 3-х условий:

  • сумма НДС должна быть уплачена (пп. «б» п. 200.4 НКУ). Это означает, что за товары, работы, услуги, по которым возник налоговый кредит и по которым заявляется возмещение, было уплачено деньгами — поставщикам или на бюджетный счет в случае импорта таких товаров (в отчетном или предыдущих периодах). Также, если товар поступил, но еще не оплачен, налоговая накладная поставщиком зарегистрирована, то все равно — условие не выполняется;
  • сумма возмещения должна быть в пределах лимита регистрации накладных (пп. «б» п. 200.4 НК). Если отрицательное значение больше лимита по накладным, то заявление на бюджетное возмещение в декларации нужно ограничить лимитом, а остальное перенести на следующий период. Право на возмещение при этом остается;
  • для получения возмещения денежными средствами на расчетный счет должен отсутствовать налоговый долг по НДС. Если долг есть, то отрицательное значение сначала учитывается в его погашение (пп. «а» п. 200.4 НК). И только в пределах лимита регистрации, т. е. с соблюдением второго ограничения. Таким образом, если есть долг по НДС, включая штрафы и пеню, то возмещение все же получается, но уже не деньгами, а путем погашения такого долга. Знайте также, что после такого «взаимозачета» НДС уменьшается лимит регистрации (разъяснение ГНС ЗІР 101.17).

Кроме того, важным условием является хронология использования налогового кредита. При заполнении как приложения 2 (Д2), так и таблицы 2 приложения 3 (Д3) к декларации по налогу на добавленную стоимость целесообразно применять принцип хронологии формирования отрицательного значения, согласно которому налоговые обязательства текущего (отчетного) периода уменьшаются на сумму налогового кредита в хронологическом порядке его возникновения — от самого давнего к самому новому.

Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.

Возврат согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

В срок в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации контролирующий орган проводит камеральную проверку данных налоговой декларации или уточняющих расчетов (в случае их представления).

Налогоплательщики, которые имеют право на бюджетное возмещение в соответствии с настоящей статьей и подали заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, получают такое бюджетное возмещение в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях декларирования суммы бюджетного возмещения более 100 тыс.грн. по результатам документальной внеплановой проверки.

Формирование Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения осуществляется на основании баз данных центрального органа исполнительной власти, реализующего налоговую и таможенную политику, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

В такой Реестр вносятся следующие данные:

1) наименование плательщика налога и его индивидуальный налоговый номер;

2) дата подачи заявления о возврате суммы бюджетного возмещения на счет плательщика в банке, поданного в составе налоговой декларации или уточняющего расчета (в случае их подачи);

3) сумма налога, заявленного к бюджетному возмещению, указанная в каждом заявлении, поданном в составе налоговой декларации или уточняющего расчета (в случае их представления) и другие данные.

Порядок ведения и форма Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Указанная в заявлении сумма бюджетного возмещения считается согласованной в Реестре заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения с одной из таких дат:

а) со дня, следующего за днем окончания предельного срока проведения проверки, в случае, если контролирующим органом внесены в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения сведения об отсутствии нарушений во время такой проверки;

б) со дня, следующего за днем окончания предельного срока проведения камеральной проверки, в случае, если контролирующим органом не внесены в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения сведения о дате начала и окончания проведения проверки данных, указанных в налоговой декларации или уточняющем расчете, с обязательной отметкой относительно вида проверки (камеральная, документальная);

в) со дня, следующего за днем окончания предельного срока, предусмотренного настоящим Кодексом для составления акта проверки, в случае, если контролирующим органом не внесены в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения сведения о дате составления акта проверки;

г) со дня, следующего за днем окончания предельного срока, предусмотренного настоящим Кодексом для направления (вручения) налогового уведомления-решения, в случае, если контролирующим органом не внесены в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения сведения о дате и номере налогового уведомления-решения;

ґ) со дня признания противоправным и/или отмены налогового уведомления-решения.

Если по результатам камеральной или документальной проверки, контролирующий орган выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то такой орган:

а) в случае превышения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения над суммой, определенной контролирующим органом по результатам проверок, направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются сумма такого превышения и основания для ее вычета;

б) в случае выяснения по результатам проведения проверок факта, по которому плательщик налога не имеет права на получение бюджетного возмещения, направляет плательщику налога налоговое уведомление, в котором указываются основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения.

Система электронного администрирования налога на добавленную стоимость обеспечивает автоматический учет в разрезе плательщиков налога:

  • суммы налога, содержащиеся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченные плательщиками при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, которые учитываются при расчете суммы налога.

Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость устанавливается Кабинетом Министров Украины. Плательщикам налога автоматически открываются счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Мария Елхина
Автор колонки

Сейчас читают