Почему государство не может поднять зарплаты военным: причины, риски и цифры

8 октября 20:44

Дискуссия о повышении зарплат военнослужащим снова оказалась в центре внимания после заявления народного депутата от партии «Слуга народа» Богдана Кицака. В эфире программы Ранок.LIVE он отметил, что даже частичное увеличение выплат сейчас является крайне сложной задачей из-за отсутствия бюджетных ресурсов.

Действительно ли в государственной смете нет денег даже на то, чтобы увеличить бойцам ВСУ зарплаты на 10 тыс грн и где можно взять такие суммы, если бюджет не выдерживает нагрузки, разбирался «Коммерсант Украинский».

По словам Кицака, повышение денежного обеспечения военных на 10 тысяч гривен ежемесячно требует дополнительных 100 млрд грн в год. В масштабах военного бюджета это сумма, которую трудно профинансировать без пересмотра государственных приоритетов или привлечения внешней помощи.

Мы должны понимать, что речь идет не о нескольких миллиардах, а о сотне. Даже минимальное повышение для около 800 тысяч военных — это огромный ресурс, которого сегодня просто нет, — пояснил Кицак.


Откуда можно взять средства для повышения выплат военным

Политик отметил, что даже радикальное сокращение неэффективных государственных программ или административных расходов не даст желаемого эффекта. Даже по самым оптимистичным оценкам, так можно аккумулировать лишь 20-30 млрд грн.

В эту сумму входят потенциальные сокращения:

  • финансирование телемарафона, который остается одним из самых дискуссионных направлений бюджетных расходов;
  • ограничение зарплат госслужащих и руководителей государственных предприятий;
  • сворачивание программ, которые имеют низкую эффективность или отсутствует влияние на обороноспособность.

Даже если все это урезать до минимума, денег хватит лишь на частичное повышение. Это не решит проблему системно, — отметил Кицак.


Теневая экономика и фискальные резервы, которых нет

Парламентарий также упомянул о возможных источниках наполнения бюджета, которые власть регулярно декларирует — детенизацию экономики, реформу таможни и налоговой службы. Однако, как подчеркнул парламентарий, эти реформы уже много лет существуют лишь в виде планов и стратегий.

По данным экспертов, объем теневого сектора в Украине оценивается на уровне 25-30% ВВП, но реальные механизмы привлечения этих средств в бюджет остаются неэффективными. Реформы таможни и налоговой часто тормозятся из-за бюрократического сопротивления, смены руководства и отсутствия стабильных правил игры.

Сколько уже говорят о таможне, налоговой, теневой экономике — но никакого эффекта от этого не прослеживается, — констатировал нардеп.


Госбюджет и конкурентоспособные зарплаты для ВСУ: реальный масштаб проблемы

В 2025 году государственный бюджет Украины предусматривает более 1,7 трлн грн на сектор безопасности и обороны. Из них почти 1,3 трлн грн получает Министерство обороны. Дополнительные 100 млрд означали бы увеличение оборонных расходов почти на 8%, что невозможно без пересмотра других статей бюджета или новых заимствований.

В то же время даже без учета повышения зарплат, Украина уже сталкивается с дефицитом бюджета более $40 млрд, который покрывается за счет международной помощи, кредитов и грантов. Собственных налоговых поступлений не хватает даже на финансирование текущих социальных и военных нужд.

Правительство повышает оборонные расходы: где возьмут деньги, как перекроили бюджет и в чем риски для Украины

Кабинет Министров Украины предлагает увеличить расходную часть бюджета-2025 еще на 324,8 млрд грн, направив эти средства на нужды обороны. Это не жест щедрости, а скорее вынужденная реакция на военные вызовы. Особенность в том, что часть денег планируют «перехватить» из запланированных на 2026 год ресурсов в рамках инициативы ERA Loans (Евросоюз и страны «Большой семерки»).

Глава Кабмина Юлия Свириденко объяснила: решение продиктовано динамикой фронта и постоянно меняющимися условиями боевых действий. Россия не собирается останавливаться, меняет тактику на фронте и только усиливает атаки на нашу энергетическую инфраструктуру в тылу.

Это уже второе повышение оборонных расходов в 2025-м: предыдущее, на 412,4 млрд грн, произошло в конце июля. Такие промежуточные «ревизии» бюджета становятся почти традиционными в условиях полномасштабной войны.

Из общей суммы 310,5 млрд грн пойдут в общий фонд бюджета, который финансирует зарплаты, обеспечение, закупки и другие базовые расходы.

Распределение выглядит так:

Минобороны — более 301 млрд грн, из них:

  • около 211 млрд — непосредственно на нужды ВСУ,
  • 84,5 млрд — на закупку, ремонт и модернизацию техники,
  • 5,5 млрд — на реформу оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Нацгвардия — 8,2 млрд грн;

СБУ — 1,3 млрд грн;

Государственная специальная служба транспорта — почти 1 млрд грн.

Еще 14,3 млрд грн Кабмин предлагает направить в спецфонд, в частности:

  • Минобороны — 9,7 млрд грн (развитие ОПК, ремонт техники, закупка оружия);
  • Государственная служба связи и защиты информации — 4,3 млрд грн на закупку дронов;
  • Госпогранслужба — 82,9 млн грн;
  • ГУР и Служба внешней разведки — 28,8 млн и 7,9 млн грн соответственно.

Такое разделение между общим и специальным фондами позволит Кабинету Министров быть гибким, но в то же время требует строгого контроля, чтобы средства использовались именно по назначению.

Основной источник финансирования — ERA Loans. Из увеличения бюджета 294,3 млрд грн планируют профинансировать именно средствами ERA. Это ключевой элемент, который меняет логику финансирования: ресурсы, запланированные на 2026 год, переносятся на текущий.

Во время предыдущего повышения расходов в июле правительство также полагалось на ERA, однако тогда еще нужно было получить разрешение Еврокомиссии использовать часть средств досрочно.

Дополнительно Правительство ожидает примерно 20 млрд грн от роста поступлений по НДФЛ и военного сбора — благодаря повышению зарплат военнослужащих в ноябре — декабре.

Еще 10,4 млрд грн Правительство предлагает сэкономить за счет невоенных статей:

  • 6,5 млрд грн — уменьшение расходов на погашение ОВГЗ и процентных платежей благодаря укреплению гривны и мораторию на выплаты по еврооблигациям до 2027 года;
  • 3 млрд грн — экономия на кредитах, выданных под государственные гарантии;
  • до 1 млрд грн — сокращение неприоритетных расходов в государственных органах.

Таким образом, вопрос повышения выплат военным остается политически чувствительным. С одной стороны, украинские военнослужащие работают в сверхтяжелых условиях и нуждаются в достойном материальном обеспечении. С другой — экономическая ситуация в стране остается чрезвычайно напряженной, а международные партнеры ожидают от правительства сбалансированной бюджетной политики.

По словам нардепа Богдана Кицака, в краткосрочной перспективе правительство сосредоточится на стабилизации выплат, а не на их увеличении. Приоритетом остается своевременная выплата денежного обеспечения, премий и компенсаций для военных, находящихся на передовой.

Правительство продолжает искать новые механизмы наполнения бюджета — в частности, через оптимизацию государственных закупок, приватизацию и инвестиционные программы. Но даже эти меры, по оценкам Минфина, дадут результат не раньше 2026 года.

Таким образом, массового повышения зарплат военным в 2025 году ожидать не стоит. Ситуация останется стабильной только при условии сохранения международной поддержки и сдержанного бюджетного планирования.

Дивіться нас у YouTube: важливі теми — без цензури

При нынешних финансовых реалиях даже минимальное повышение выплат военным остается экономически нереалистичным. Украина сталкивается с выбором между социальными ожиданиями и бюджетными возможностями — и пока второе берет верх.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают