Чистый стандарт: благодаря чему украинская органическая продукция отвоевывает свое место под солнцем
15 октября 17:20
Экологически чистые, натуральные, без химии и ГМО — такие ассоциации возникают у потребителей, когда речь идет об органических продуктах. И они имеют для таких представлений достаточно веские основания. Почему — выяснял
77 процентов украинцев положительно относятся к органическим продуктам — такие данные зафиксированы в 2024 году в рамках исследования, проведенного общественным союзом «Органическая инициатива» в сотрудничестве с исследовательской компанией MZ Hub. И хотя в 2020 году положительно настроенных потребителей было немного больше — 81% — положительная стабильность присутствует. И проявляется она не только в этих данных.
Цифры и тенденции
По состоянию на декабрь 2024 года в Украине насчитывалось 436 органических операторов (из них 364 — сельскохозяйственные производители). Возросло количество органических операторов, сертифицированных в соответствии с требованиями законодательства Украины — 260 операторов в 2024 году против 152 в 2023-м.
Общий объем продаж органической продукции в Украине в прошлом году достиг 7647 тонн, что более чем на 5% превышает показатели 2023 года. В структуре потребления безусловным лидером является молочная продукция — более 3 тыс. тонн. На втором месте — «фреш»-группа (овощи, фрукты, ягоды и грибы) — 2 880 тонн, далее — зерновые, крупы, мука и снеки с результатом более 1 100 тонн.
Недавний отчет Еврокомиссии по импорту органики из третьих стран в ЕС зафиксировал за Украиной почетное 3 место среди 123 стран по объемам поставок органической продукции в Европейский Союз в 2024 году. Это не лучший результат — в 2019 году было второе место, но в 2023 году произошло падение объемов экспорта. И вот снова украинский органический сектор демонстрирует положительную динамику.
Категории, сформировавшие в прошлом году основу органического экспорта из Украины:
- зерновые культуры (пшеница, кукуруза, ячмень) — 83 728 тонн — Украина является крупнейшим поставщиком органических зерновых в ЕС;
- масличные и белковые культуры (соя, подсолнечник, рапс) — 78 069 тонн — 3 место среди поставщиков этой категории;
- фрукты и орехи (в т.ч. замороженные ягоды) — 22 517 тонн — 8 место среди экспортеров.
Несмотря на рост, как констатирует Organicinfo, доля органической продукции в общем аграрном экспорте Украины в ЕС остается очень низкой — всего 0,03%. Но в этом усматривается и положительный знак: большой потенциал для дальнейшего развития отрасли и увеличения экспорта, в частности, продукции с высокой добавленной стоимостью.
Проверено и гарантировано
Проверка на каждой стадии производственного процесса — от поля до полки магазина — именно такова принципиальная особенность органических продуктов.
Знаком гарантии или знаком качества для органических продуктов всегда является соответствующая маркировка на упаковке. Государственный логотип для украинской органической продукции сочетает два круга желтого (солнце) и голубого (вода) цветов, образующих зеленый листок посередине. Также на органических продуктах можно увидеть, так называемый «евролисток» — логотип Европейского Союза для органической продукции. Он означает, что производство данного продукта соответствует требованиям органического законодательства ЕС.
Продолжает Елена Дейнеко, председатель правления Общественного союза «Органическая инициатива».
Особенность органического производства и рынка заключается в том, что все производственные процессы от самого начала и до клиента (в экспорте) или до полки магазина полностью контролируется соответствующими сертифицирующими органами. И сертификация, и маркировка, которые сопровождают каждую упаковку или этикетку органического продукта, являются идентификатором этого контроля. Это полностью белый транспарентный рынок и полностью контролируемые процессы. Именно поэтому органические продукты, в частности дороже неорганических. И потребитель платит за органические составляющие продукта, и за эту гарантию и контроль сертифицирующего органа. Для понимания, работа органического оператора начинается с того, что он сначала обращается к сертифицирующему органу и заключает контракт. И только после этого происходит органическая сертификация поля, фермы или предприятия, — объясняет Елена Дейнеко.
По ее словам, сертифицирующие органы, которые работают в Украине, напрямую подчиняются и контролируются сертифицирующим органом тех стран, аккредитацию которых они имеют для органической сертификации в Украине. Например, «Органик стандарт» контролируется Еврокомиссией, когда речь идет о «евролисток», то есть органическую сертификацию по стандарту и законодательству ЕС. Или подчиняется украинским соответствующим органам, при сертификации по украинскому стандарту. Сертифицирующий орган так же проходит инспекции от соответствующих инстанций, которые его контролируют. Репутация ведущих сертифицирующих компаний в органическом производстве продуктов в Украине является непоколебимой.
Как же контролируется органическая продукция. На этот вопрос отвечает Сергей Галашевский, директор компании «Органик Стандарт».
Каждый оператор органического производства проходит обязательную ежегодную проверку, о которой его предупреждают заранее. Но это только базовый уровень. Дополнительно, по меньшей мере у 10% операторов проводится еще одна — внеплановая, неанонсированная проверка. Органическое производство — это, без преувеличения, одна из самых контролируемых сфер во всем агрофуд-секторе. Кроме инспекций, орган сертификации ежегодно отбирает образцы продукции (не менее чем в 5% случаев) для лабораторных анализов — прежде всего, на остатки пестицидов, а также содержание ГМО для ГМ-рискованных культур. Это позволяет оценить риски и подтвердить соответствие. Также осуществляются выборочные инспекции партий при отгрузке продукции — все в соответствии с оценкой рисков, — объясняет специалист.
Результатом такого многоуровневого контроля, по его словам, является гарантия: каждая партия и каждый продукт, имеющие органическую маркировку, действительно соответствуют требованиям стандартов. Продолжает Сергей Галашевский.
Поскольку требования к органическому растениеводству и животноводству достаточно строгие, большинство проектов, например, в молочной сфере, имеют замкнутый цикл. То есть фермер имеет собственную землю, своих коров и собственную переработку. Цепь прозрачная: от поля до бутылки молока. Мы точно знаем, откуда это молоко, чем кормили животных и как все производилось. Я не уверен, что любой крупный молокозавод в Украине может сказать то же самое — большинство закупают сырье, не имея полного контроля над его производством и происхождением. А в органическом производстве контроль и прозрачность — это норма. Именно поэтому органический статус — это, так сказать, «вишенка на торте» к уже контролируемому производству и качественному и безопасному продукту, — отмечает директор компании «Органик Стандарт».
Елена Дейнеко обращает внимание на еще одну важную составляющую органического производства — идейную.
Я долгое время, более 10 лет, работаю на органическом рынке, знаю многих владельцев и руководителей компаний лично, посещала очень много органических производств, видела как там все построено, насколько это сознательный, положительный, четкий и транспарентный прозрачный бизнес, и я могу вас заверить, что все владельцы и руководители брендов продуктов, которые стоят на полке, — это не только предприниматели и бизнесмены, а идейные люди, которые искренне преданы своему делу и заботятся о питании украинцев. В этих органических продуктах на 100% гарантированно отсутствуют вредные или химические вещества, и именно органическая маркировка является гарантом, — отмечает председатель правления Общественного союза «Органическая инициатива».
Безопасно и полезно
Органические продукты — это полезно и безопасно. Такие ассоциации устойчивы и, собственно, неслучайны.
Более чистые и не содержат вредных составляющих, улучшают здоровье и более полезны, отличаются лучшим качеством — таковы три главных преимущества органических продуктов, названных участниками исследования, проведенного в прошлом году общественным союзом «Органическая инициатива» в сотрудничестве с исследовательской компанией MZ Hub.
И, кстати, именно польза для здоровья и натуральность фигурируют у опрошенных потребителей — среди главных факторов при выборе продуктов. Правда, чуть более определяющими все же являются оптимальное соотношение цены и качества и предыдущий удачный опыт, то есть насколько проверенным является продукт.
Издание
Сергей Галашевский, директор компании «Органик Стандарт»:
Лично я люблю органические завтраки, особенно молочную продукцию. Мой ребенок, например, часто ест органические каши. В нашей семье это обычная практика — мы несколько раз в неделю потребляем органический творог с органической сметаной и органическим медом. На полках нашего холодильника постоянно можно найти продукты от «Органик Милк» или «Старый Порицк» — обычно это творог, сметана, молоко. А мой сын обожает кукурузные палочки торговой марки «Экород» с клубникой. Они имеют легкий кисло-сладкий привкус. И это, пожалуй, один из хороших примеров, когда детские лакомства могут быть натуральными и вкусными для детей.
Елена Дейнеко, председатель правления Общественного союза «Органическая инициатива»:
Я много лет в агросфере и изучаю технологии выращивания и производства и конвенционных, и органических продуктов. Считаю органические продукты — это лучший выбор для тех, кто питается сознательно, хочет контролировать и точно знать чем он кормит свою семью и своих детей. У меня двое детей среднего школьного возраста и я лично покупаю все что можно органическое.
Цена VS качество
Оптимальное соотношение цены и качества — именно этот фактор назвали главным при выборе продуктов 55% потребителей, принявших участие в исследовании «Осведомленность и восприятие органических продуктов в Украине», проведенном в 2024 году Общественным союзом «Органическая инициатива» в сотрудничестве с исследовательской компанией MZ Hub. Поэтому вопрос: «Можно ли и как, сохранив качество, снизить цену на органические продукты», адресованный специалистам, причастным к сфере органического производства, можно считать логичным.
По словам Елены Дейнеко, главы бизнес-объединения ОС «Органическая инициатива», причины высокой стоимости органических продуктов разные.
Если мы, например, говорим о продукции ягодной или зерновой, то урожайность органической продукции ниже. Соответственно это напрямую влияет на экономику производства. Также органическое производство конечно требует гораздо больше ручного труда, что тоже существенно удорожает себестоимость. К примеру, готовые продукты — имею в виду колбасы, сыр снеки и т.д. — дороже из-за необходимости отдельной сертификации переработки и дороже органические ингредиенты. Есть и другие факторы, которые удорожают продукцию. То есть дело в системе производства, экономике производства, — отмечает специалист.
Директор компании «Органик Стандарт» Сергей Галашевский предложил тем, кто считает, что органическая продукция — дороже, провести такой эксперимент.
Я всегда предлагаю скептикам сделать простой эксперимент: пойти в супермаркет с хорошим ассортиментом и сравнить цены. Возьмите, например, молочную продукцию. Вы увидите, что органические продукты не самые дорогие. Да, иногда есть более дешёвые аналоги, но есть и более дорогие неорганические или крафтовые товары. В среднем органическая продукция действительно стоит немного больше, но это — вопрос выбора. На полках есть все: отечественное и импортное, органическое и неорганическое, крафтовое. Поэтому в итоге — это выбор потребителя: что он хочет поддержать, что считает ценностью для себя и своей семьи, — подчеркивает специалист.
Действительно, выбор есть. Производители органической продукции, решив заниматься этим особым делом, свой выбор в свое время сделали. И, наверное, в большинстве своем не пожалели, учитывая хотя бы то, что продолжают этим заниматься. Свой выбор должны делать и потребители. Тем более, что возможность такая существует.
Автор — Сергей Василевич
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры