Элитный импорт не останавливается: сколько стоит статусное авто в Украине

5 июня 21:00

С начала полномасштабного вторжения украинцы ввезли элитные автомобили на сумму более 55 миллиардов гривен. Несмотря на военное положение, ограничения в экономике и падение реальных доходов большинства граждан, сегмент премиальных авто демонстрирует парадоксальную активность, сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на информацию от народного депутата Украины Нины Южаниной, которую она опубликовала в своем Telegram-канале.

По словам политика, точные цифры она получила от Государственной таможенной службы Украины в ответ на свое письменное обращение.

По полученной информации, после 24 февраля 2022 года в Украину ввезли 219 автомобилей со средней стоимостью примерно $280 000 каждый. В целом это около $15 миллионов только за эту категорию. Такие цифры подтверждают, что даже в условиях масштабной войны остается прослойка украинцев со сверхвысоким уровнем дохода и доступом к капиталу.

Больше всего автомобилей попало в Украину в 2024 году: речь идет о 4938 авто. В 2023 году границу пересекло чуть меньше легковушек — 4852 единицы. А в первый год полномасштабного вторжения ВС РФ в Украину граждане приобрели 2300 импортируемых авто.

Что именно покупают?

По структуре расходов:

  • 66% авто — стоимостью $70-100 тыс. — популярные модели среднего премиум-сегмента, например, BMW X5, Audi Q7, Mercedes-Benz E-класса;
  • 32% — в категории $100-200 тыс. — преимущественно SUV от Range Rover, Porsche, Mercedes G-класса;
  • 1,8% — это авто за более чем $200 000: Ferrari, Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce.

Среди редких экземпляров — Ferrari Roma, Bentley Bentayga и даже несколько бронированных машин специального назначения. Часть таких авто ввозят из США, ОАЭ, Германии и Италии — часто с минимальным пробегом или под заказ.

Кто покупает элитный автоимпорт

Сегмент элитных импортных авто охватывает преимущественно бизнес-элиту, IT-предпринимателей, политический класс, а также лиц, связанных с государственными контрактами или оборонной сферой. Некоторые транспортные средства оформляются на юридические лица или на третьих лиц по доверенности.

Психологический фактор также важен: роскошный автомобиль — это символ стабильности и статуса, способ зафиксировать «успешность» в нестабильной среде. Часть покупателей видит в авто долгосрочную инвестицию или даже средство быстрой эвакуации в случае угрозы.

Почему это важно?

Импорт автомобилей — не только потребительское поведение, но и налоговый фактор. Каждое такое транспортное средство — это десятки, а иногда и сотни тысяч гривен в бюджет: таможенные сборы, акциз, НДС. В текущих условиях государство заинтересовано в таких поступлениях, даже если социально это выглядит неоднозначно.

Прогноз на 2025-2026 годы

Ожидается, что в 2025 году может быть пересмотрен подход к налогообложению импортных люксовых товаров, в частности автомобилей. В парламенте уже обсуждаются варианты введения дополнительного налога на предметы роскоши — это может коснуться и премиальных авто.

При этом спрос на такой сегмент сохранится, пока сохраняется неравномерность доходов, теневая экономика и возможность оптимизировать налогообложение.

Читайте также: Налог на роскошные авто: список моделей, подлежащих налогообложению в 2025 году

Электромобили без НДС: сколько Украина теряет на импорте люксовых авто и почему это вызывает дискуссии

В 2024 году в Украину импортировали более 60 тысяч электромобилей, из которых почти 1 000 — в премиальном сегменте. Общая стоимость люксовых электрокаров составила более 90 миллионов долларов США. Это примерно 20% всех люксовых авто, ввезенных в страну за год. При этом бюджет государства не получил ни копейки импортного НДС, поскольку действующее законодательство освобождает электромобили от этого налога до конца 2025 года.

Этот налоговый стимул, введенный для популяризации экологического транспорта, сейчас вызывает активные публичные дискуссии. В СМИ, экспертной среде и парламентских комитетах все чаще звучат вопросы: справедливо ли продолжать льготы, если часть из них используется для импорта люксовых авто, а не массовых бюджетных моделей?

Распределение импорта в 2024 году демонстрирует интересную картину. Из всех 60 тысяч электромобилей:

  • 25% имели стоимость до 10 тыс. долларов США;
  • 33% — от 10 до 20 тыс. долларов;
  • 18% — от 20 до 30 тыс. долларов;
  • 24% — более 30 тыс. долларов.

Интересно, что именно последняя категория — авто стоимостью более $30 тыс — составляла половину общей таможенной стоимости всех импортируемых электромобилей. Это означает, что в абсолютных цифрах государство не досчиталось миллиардов гривен налоговых поступлений — в частности из-за того, что от льгот выигрывают не только те, кто покупает доступные электромобили, но и покупатели моделей премиум-сегмента.

По оценкам некоторых экономистов, при условии отмены НДС-льгот бюджет мог бы получить минимум 7-10 млрд грн дополнительных доходов. В то же время сторонники сохранения налоговых стимулов настаивают: льготы все еще нужны для стимулирования электромобильного рынка, создания инфраструктуры и снижения зависимости от импортного топлива.

Противники же отмечают: беспрепятственный ввоз элитного транспорта без налогов создает неравные условия. Особенно это становится заметным на фоне военной экономики, когда каждая гривна в бюджете — на вес золота.

Вопрос продления или пересмотра льгот на импорт электромобилей — уже не просто технический или экологический, а политико-экономический. От принятых решений будет зависеть и структура будущего рынка, и баланс справедливости в отношении к налогоплательщикам.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают