Конфликт вокруг «Укрэнерго»: кто на самом деле руководит государственной энергетикой — КМУ или иностранцы

11 июня 13:11
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Компания «Укрэнерго» уже почти 9 месяцев не имеет руководителя. И на фоне процесса назначения нового руководителя, встал вопрос о широких полномочиях Наблюдательного совета предприятия, определенные Уставом. 19 мая Минэнерго изменило Устав «Укрэнерго», что вызвало бурную реакцию ряда народных депутатов и даже угрозы со стороны ЕБРР остановить финансирование компании. почему дело и есть ли повод ожидать дефолта стратегической энергетической компании Украины «Коммерсант Украинский» выяснял у членов энергетического комитета ВРУ, народных депутатов Алексея Кучеренко и Юрия Камельчука.

Так, по словам Кучеренко, проблема кроется в самой структуре корпоративного управления, которую он считает несовершенной и искусственно навязанной Украине еще в 2016 году под видом реформ.

«Укрэнерго» — это стратегическая компания, которая находится в полной собственности государства, а управление этим пакетом акций осуществляет Министерство энергетики от имени Кабинета Министров», — подчеркнул он.

Народный депутат Алексей Кучеренко

Кучеренко также считает, что именно государство должно иметь решающий голос в назначении руководства таких компаний. До внесения изменений в Устав, по его словам, «ситуация была абсурдной»: большинство в наблюдательном совете имели иностранцы, которые могли без согласия государственных представителей назначать главу компании. Он убежден, что министр энергетики, как акционер, действовал законно, требуя, чтобы хотя бы один голос при назначении руководителя принадлежал представителю государства.

«Четыре иностранца в наблюдательном совете могли самостоятельно назначать руководителя компании без всякого влияния государства — собственника. Это управленческая чушь», — заявил Кучеренко.

Государственная собственность должна иметь четкую управленческую ответственность, отмечает политик. И если компания показала 37 миллиардов убытков за прошлый год, то общество должно знать, с кого именно за такие последствия спрашивать.

Комментируя заявление ЕБРР, который раскритиковал изменения в Устав «Укрэнерго», Кучеренко добавил, что кредиторы не имеют права управлять государственной инфраструктурой.

«Иностранцы, как представители кредиторов, имеют полное право контролировать, как движутся финансы. Именно контролировать, а не управлять», — подчеркнул он.

В свою очередь нардеп Юрий Камельчук из энергетического Комитета ВР предполагает, что активное обсуждение изменений в устав «Укрэнерго» может быть связано с приближением момента назначения нового руководителя компании. И добавляет, чтонезависимо от позиции международных партнеров, Украина должна сохранять контроль над управлением собственными активами.

«Я думаю, что нагнетание этой тематики, конечно, могут связаны с возможным назначением главы Укрэнерго. Относительно ограничения влияния международных доноров, какие бы там договоренности не были, мы суверенная страна, мы должны самостоятельно управлять своими активами», — сказал он.

Изменения в Уставы

19 мая Минэнерго изменило уставы ООО «ОГТСУ» и «Укрэнерго» То есть за главу ОГТСУ должны проголосовать четыре из пяти членов НС (три — независимые), за главу «Укрэнерго» — пять из семи (четверо — независимые).

Министр энергетики Украины Герман Галущенко в Верховной Раде, 6 июня, внесение изменений в Уставы объяснил так:

«Я считаю, что эти изменения на самом деле направлены на другое: максимально обеспечить независимость наблюдательного совета и максимально обеспечить возможность работать соответствующих руководителей и членов правлений для того, чтобы обезопасить их большинством голосов от увольнения или принятия других решений», — сказал он.

ЕБРР и угрозы дефолтом

Европейский банк реконструкции и развития, реагируя на изменения Уставов украинских компаний, заявил, что имеет право остановить выборку кредитных средств и требовать досрочного погашения уже предоставленного займа.

«Мы также отмечаем право Банка, как это предусмотрено соответствующими кредитными соглашениями, останавливать выборки средств и направлять необходимые сообщения о досрочном погашении займов, если в Устав были внесены изменения, остановлено, отменено, отозвано или его действие было отменено», — говорилось в сообщении ЕБРР.

Сейчас читают