Квартирные очереди в Украине оцифруют: как это поможет тем, кто нуждается в жилье

8 июля 12:33

На вопрос «сколько людей находится на квартирном учете — в так называемых квартирных очередях» или «сколько людей нуждаются в жилье» сейчас может быть один ответ — «очень много». Просто более точного ответа на этот вопрос не существует. Подсказать его должна цифровая информационно-аналитическая жилищная платформа, над запуском которой работают сейчас в украинском парламенте.

Какие еще задачи будет решать эта информационная система и как она будет помогать решать украинцам собственные жилищные проблемы об этом «Коммерсант Украинский» спросил у председателя Комитета Верховной Рады по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елены Шуляк.

Госпожа Елена, что это за «волшебный» инструмент, который может помочь в решении проблем с жильем?

Единая информационно-аналитическая жилищная система — то цифровое решение, которое будет помогать гражданам в подборе лучшего в их случае варианта решения жилищного вопроса. Система будет использоваться теми людьми, которые хотят улучшить свои жилищные условия или реализовать право на жилье.

Цифровая платформа, во-первых, поможет все те очереди, куда человека вносили, фактически, по бумажке, перевести наконец в единый прозрачный и унифицированный формат. Как следствие, будет полное понимание — кто претендует на жилье, почему, по каким спискам, в какой очередности и тому подобное.

Во-вторых, платформа будет помогать подбирать наиболее оптимальный вариант решения жилищного вопроса для каждого конкретного человека. Анализируя все данные по жилью и жилищных программ в стране, человеку будет предлагаться решение именно под его потребности и возможности. Это может быть или льготная ипотека, или лизинг, или аренда в социальном жилье, или специальная жилищная программа работодателя и тому подобное.

В-третьих, цифровая платформа будет залогом того, что человеку не придется идти к чиновнику, который будет решать — давать вам жилье или нет, в какое время и так далее.

Наша задача и не только в жилищной политике, максимально устранить чиновников от принятия решений там, где эти решения могут быть автоматическими. Пример — запущенная в 2019 году Единая государственная электронная система в сфере строительства. На момент запуска не все понимали, что это, зачем это. Сейчас для участников строительного рынка есть позитивное цифровое решение, которое ликвидировало миллионы походов к чиновникам и сотни часов в очередях.

— Как будет функционировать эта Единая цифровая информационно-аналитическая жилищная платформа?

Платформа объединит информацию обо всем государственном жилищном фонде, жилищном фонде территориальных общин, жилье, которое признано бесхозным, частный жилой фонд.

А еще будет содержать информацию обо всех лицах, которые могут воспользоваться государственной поддержкой, все данные о существующих государственных и локальных жилищных программах, данные об операторах доступного жилья, данные о жилищно-строительных кооперативах и их членах.

Система обязательно проанализирует все данные того, кто будет обращаться — уровень доходов человека, наличие жилья в собственности, социальный статус (ВПЛ, человек с инвалидностью, нетрудоспособное лицо) и сможет предложить наиболее подходящий вариант обеспечения жильем: социальное, служебное жилье, жилищные программы или применение финансово-кредитных механизмов.

Платформу смогут использовать органы местного самоуправления для понимания ситуации на их территориях, управления местными фондами жилья, планирования развития. Такой подход позволит грамотно планировать развитие не только жилого фонда, а и развитие инфраструктуры в каждой общине.

Цифровая жилищная система должна помогать обеспечивать людей жильем, с учетом актуальных потребностей и любых динамических изменений, особенно во время войны, когда люди вынуждены менять место жительства.

— Как быстро планируется запустить такой «цифровой механизм» решения жилищных вопросов?

Запуск цифровой платформы предусмотрен законопроектом №12377 — «Об основных принципах жилищной политики». Именно принятие этого закона даст старт проведению жилищной реформы.

Добавлю, что его должны рассмотреть в первом чтении на ближайшем заседании Рады. Важно и то, что этот законопроект должен быть окончательно принят до 4 квартала 2025 года, поскольку он является требованием программы Юкрейн Фасилити, по которой ЕС предоставляет Украине 50 млрд евро до конца 2027 года. То есть, его принятие — вопрос времени. И очень конкретного.

Единая государственная информационно-аналитическая жилищная система — один из инструментов, который будет помогать проводить качественную жилищную реформу в Украине.

Стоит отметить, что реформа необходима еще и потому, что мы все еще живем по Жилищному Кодексу, принятому в 1983 году, и который вообще не решает жилищный вопрос граждан, десятилетиями нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сейчас государству даже неизвестно, сколько людей стоит на квартирном учете — в так называемых квартирных очередях. Последние данные здесь датируются 2015 годом и касаются не менее 600 тыс граждан, которые на тот момент нуждались в улучшении жилищных условий и состояли на учете.

— Какие еще законопроекты требуют принятия и в какие сроки?

В общем нужны 3 ключевых законопроекта. Во-первых, рамочный — №12377 «Об основных принципах жилищной политики». Как я уже отметила, дедлайн для его принятия — 4 квартал этого года.

Далее нужен законопроект «О жилищном фонде социального назначения», поскольку именно из такого фонда государство сможет предоставлять жилье во временное пользование на условиях социальной аренды. Подчеркну: во временное! Поскольку такое жилье нельзя будет приватизировать. Этот законопроект уже начали создавать, не дожидаясь принятия рамочного, потому что потребность в нем колоссальная. Дедлайн для него — 4 квартал 2026 года.

Есть и третий обязательный законопроект — об управлении фондом социального жилья. Над ним работа будет продолжаться в дальнейшем.

— В контексте решения в Украине «жилищного вопроса» нельзя не упомянуть о начатой масштабной инвентаризации жилищного фонда. Какие этапы и сроки ее осуществления?

Подготовительный этап инвентаризации уже начался. Речь идет о реализации закона №4080. В его случае происходит инвентаризация всего жилья, которое на подконтрольной Украине территории можно использовать для внутренне перемещенных лиц.

Проблема в том, что до сих пор ни правительство, ни регионы и территориальные общины не имеют реальных данных о количестве и состоянии жилья, в том числе и того, которое находится в их распоряжении. Отсутствие учета жилья затрудняет планирование и реализацию жилищных программ, а если говорить о жилье государственной и коммунальной собственности, то это приводит к его незаконному использованию или отчуждению.

Из-за приватизации 90-х годов у нас почти не сформирован государственный и муниципальный жилищный фонд. Общины до сих пор не понимают, что у них есть на балансе, какая муниципальная и коммунальная собственность. Следовательно, нет понимания, что можно перестроить, достроить. А у нас, подчеркну, сотни недостроенных застройщиками домов. Поэтому такая инвентаризация и поможет их выявить, чтобы понять, что можно достроить, поскольку такие объекты дешевле, чем построенные с нуля. Конечно, будем строить тоже: для этого будут создаваться специальные операторы доступного жилья. Но все, что можно сейчас проинвентаризировать, надо выявить.

Также считаю, что инвентаризация, которая сейчас происходит для нужд ВПЛ, станет первым шагом для всеукраинской инвентаризации, что позволит получить жилье не только ВПЛ, а и всем, кто нуждается в решении жилищного вопроса.

— Какие еще «узкие места» сдерживают жилищную реформу?

Важнейшим пунктом является изменение правил игры на рынке аренды, поскольку без этого мы не сможем обеспечить механизмы социальной аренды. Нужно вывести этот рынок из тени. Это, собственно, одна из давних нерешенных проблем в жилищной сфере.

Во время наших недавних публичных консультаций по жилищной политике участники в очередной раз отметили, что арендовать рискованно и для арендаторов, и для арендодателей. Речь идет о неурегулированности цен, дискриминационных и даже странных требованиях к нанимателям, о которых не стесняются писать в объявлениях, риске пострадать от мошенников, внезапных повышениях арендной платы или даже выселении.

Чтобы права всех участников процесса были защищены, их отношения должны регулировать официальные договоры, а с доходов от аренды уплачиваться справедливые налоги, которые можно направить на развитие льготных программ и социального жилья.

Автор: Сергей Василевич

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают