Менее 1% посылок обложены налогом за четыре года. Что с этим делать
3 марта 10:56
Более 272 млн посылок ввезли в Украину с 2020 года и из них только на 0,75% насчитали ввозную пошлину. Об этом со ссылкой на данные Государственной таможенной службы сообщает Опендатабот, информирует «Коммерсант Украинский».
Больше всего отправлений попало в Украину в 2024 году — 75 млн, тогда же в госбюджет поступило более 185 млн грн пошлины. В среднем на 1 отправление ввозная пошлина в прошлом году составила примерно 8 евро.
С 2020 по 2024 год благодаря пошлине в госбюджет поступило 668 млн грн.
Как известно, сейчас товар, приобретенный на иностранных маркетплейсах, стоимостью до 150 евро попадает в Украину без уплаты НДС (20% от цены) и пошлины (около 10%).
Вопрос налогообложения посылок активно дебатируется
В Верховной Раде зарегистрировано аж 4 законопроекта, касающиеся проблемы налогообложения посылок. Доминирующим является тезис о необходимости отмены текущего лимита в 150 евро на безналоговые посылки и налогообложения международных посылок НДС в 20%. Исключением являются только отправления до 45 евро между обычными людьми.
В частности, в основном проекте Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно приведения порядка налогообложения операций по ввозу (пересылке) на таможенную территорию Украины товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях» (12429) предлагается исключить положения, предусматривающие, что не являются объектом обложения НДС операции по ввозу товаров, стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, кроме ввоза товаров суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 45 евро, для одного получателя — физического лица в одной депеше от одного отправителя физического лица в международных почтовых отправлениях или в одном грузе экспресс-перевозчика от одного отправителя физического лица в международных экспресс-отправлениях, при условии, что такие товары направляются отправителем получателю без какой-либо оплаты, предназначаются для личного или семейного использования получателем, их характеристики и количество не указывает на то, что они ввозятся с какой-либо коммерческой целью».
Аргументы «против» такой новации
Сервис доставки Meest в ответ на обращение клиентов поддержал петицию против этих законопроектов. Там считают, что нововведения могут иметь немало негативных последствий:
— подорожание всех международных товаров на 20-30% для людей,
— увеличение сроков доставки из-за дополнительных таможенных процедур: например, по подсчетам команды Meest, для обработки такого объема отправлений понадобится увеличить штат таможенников минимум в 10 раз,
— усложнение работы волонтеров, которые заказывают товары для военных из-за рубежа: по оценкам команды Meest, около 20-30% всех международных посылок — это товары, которые люди покупают за рубежом на нужды ВСУ.
Как считают в компании, вместо усиления контроля за «серыми» схемами, государство создает дополнительные барьеры для прозрачных почтовых отправлений, где каждая посылка имеет трекинг-номер, сопроводительную документацию и проходит официальное оформление. В Meest ссылаются на оценки экспертов, согласно которым отмена безналогового лимита приведет к сокращению количества международных отправлений в четыре раза, при этом таможне придется проверять все 100% посылок.
Совладелец Новой Почты Владимир Поперешнюк, мнение которого также приводит Опендатабот, отмечает, что проблема увеличения налогов на дешевые товары в том, что поднятие налогов увеличит цены, уменьшит покупательную способность и замедлит экономическое развитие. Он считает, что в случае внедрения налога на дешевые посылки, произойдет коллапс на таможне, а расходы на обработку таможенных процедур будут больше, чем сами таможенные сборы. В то же время усиления украинского производителя не произойдет, потому что протекционизм не усиливает производителя, а лишь ослабляет конкуренцию.
Аргументы «за» принятие законодательных изменений
Опасения почтовых операторов частично оправданы, но только в рамках законопроекта, предложенного осенью Минфином, когда предлагалось просто убрать льготу и переложить уплату НДС на получателей, отмечает Олег Гетьман, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы, специалист по вопросам экономической и налоговой политики.
В то же время, по его словам, необходимость законодательных изменений связана с увеличением в разы ввоза в Украину китайских товаров без уплаты налогов, что лишает конкурентоспособности и вытесняет с рынка украинских производителей аналогичных товаров, ведь в текущей ситуации, когда украинские производители платят НДС и остальные налоги, а китайские не платят — национальный продукт находится в заведомо проигрышной позиции.
«Ежегодно количество необлагаемых посылок растет примерно на 40% — уже в текущем году введение НДС пополнило бы бюджет минимум на 17 млрд грн. Будущий закон должен работать по схеме налога на Google и Meta, когда платформы взимают этот налог сразу при покупке и самостоятельно платят через компаний-посредников или украинские представительства. При таком условии у государства и почтовых операторов не возникнет дополнительных расходов на реализацию этого закона», — отметил Олег Гетьман.
При этом, по его словам, новые нормы законов не коснутся оборудования оборонного назначения, которое завозят благотворительные фонды, госпредприятия, волонтеры, поскольку для них сохранится льгота по НДС на оборудование и составляющие для него.