На платформе Дія.Engine появился ИИ-сервис. Как искусственный интеллект меняет госуслуги
24 марта 17:35
Министерство молодежи и спорта Украины первым запустило ИИ-сервис на платформе Дія.Engine. Об этом сообщили в Министерстве цифровой трансформации, информирует «Коммерсант Украинский».
Новый сервис помогает без ошибок оформлять и улучшать заявки на конкурсы международных обменов молодежи, а также анализирует шансы на успех. Он работает на основе open-source языковых моделей и соответствует украинским стандартам информационной безопасности.
Если раньше претенденты на участие в конкурсах тратили много времени на проверку документов вручную, а ошибки приводили к отказам, то теперь от недостатков легко избавиться еще до подачи. К примеру, автоматическая проверка осуществляется от 3 до 15 минут и заявитель сразу получает рекомендации.
Дія.Engine — это платформа, которая помогает министерствам и государственным органам удобно создавать и управлять реестрами. Каждый сервис в Дія базируется на этих реестрах и безопасном обмене данными между ними.
Как искусственный интеллект меняет государственные услуги в мире
Использование искусственного интеллекта мировыми правительствами за три года выросло более чем в полтора раза. Это подтверждает исследование «Национальные большие языковые модели», проведенное украинским ИИ-сообществом во главе с технологической компанией OpenBabylon, сообществом lang-uk и Украинским католическим университетом.
Главной причиной скачка в использовании искусственного интеллекта стало то, что страны создают локальные большие языковые модели, которые помогают им разрабатывать качественные ИИ-продукты для государственного сектора, медицины, обороны, образования и сельского хозяйства.
Авторы исследования проанализировали 18 макрорегионов в мире, представляющих 85% мирового населения, и выявили ключевые преимущества создания моделей на локальных языках.
Опыт многих стран показывает, что большие языковые модели:
— упрощают работу с нормативными документами (Албания, Сербия);
— улучшают коммуникацию между органами власти и гражданами (Нидерланды);
— оптимизируют процессы публичных закупок и перевода юридических материалов (Албания);
— повышают эффективность ведения сельского хозяйства через индивидуальное консультирование фермеров (Нигерия);
— улучшают процессы в медицине: структурируют медицинские записи, прогнозируют риски заболеваний и помогают врачам формировать медицинские рекомендации (Швеция, Кения);
— помогают в обороне: их используют для поиска информации в открытых источниках (OSINT) и дают ответы на запросы военных, адаптированные к специфическим стилям военной коммуникации (США, Китай);
— могут адресно информировать граждан о государственной помощи (Северная Македония).
Разработав национальные модели, страны создают ИИ-ассистентов и специализированные чатботы для граждан — врачей, школьников, фермеров, госслужащих и других специалистов и групп населения.
Ознакомиться с исследованием «Национальные большие языковые модели» можно по ссылке.
Какие языковые модели сейчас являются наиболее популярными
Многие уже хорошо знакомы с Google ассистентом, с Siri и с десятками других чат-ботов и ассистентов, которые созданы на основе искусственного интеллекта и помогают отвечать на вопросы, запускать музыку, напоминать о событиях в календаре и тому подобное.
Одна из наиболее известных и распространенных языковых моделей на основе искусственного интеллекта — ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer). Эта модель способна понимать информацию от пользователей/-ок и предоставлять ответы на эти запросы. Уже два года, как она доступна в Украине.
ChatGPT использует алгоритмы машинного обучения для анализа вводимого текста и генерирования ответов, которые призваны имитировать человеческий разговор. Чат-бот постоянно обучается на большом массиве текстовых данных, в частности это книги, новостные статьи, страницы Википедии и веб-сайты. Задача человека — максимально четко сформулировать запрос к системе ИИ, чтобы получить наиболее точный и исчерпывающий результат.
Что с украинской языковой моделью
В новой стратегии по цифровому развитию инноваций Украины до 2030 года много внимания уделяется именно теме искусственного интеллекта. Технологию планируют использовать в образовании и науке, энергетике, здравоохранении и других отраслях. По словам Алексея Молчановского, директора по инновациям Украинского католического университета, председателя экспертно-консультационного комитета по развитию ИИ в Украине при Министерстве цифровой трансформации, очень важно, чтобы эти ИИ-сервисы базировались на украиноцентричной языковой модели (LLM), поскольку наличие подобной модели — это вопрос цифрового суверенитета Украины
Как раз одной из главных задач недавно созданного Центра передового опыта по разработке и интеграции ИИ (AI Center of Excellence) является запуск национальной языковой модели (LLM). По словам Михаила Федорова, министра цифровой трансформации Украины, эта модель станет основой для качественной разработки государственных продуктов и ускорит интеграцию искусственного интеллекта в украинский бизнес.
Чиновник также анонсировал появление в Дії уже в первом квартале 2025 года ИИ-ассистента, который будет заслушивать жалобы граждан и переадресовывать их в соответствующие государственные учреждения.
Михаил Федоров сообщил, что государство ставит перед собой цель: до 2030 года войти в ТОП-3 стран мира по уровню интеграции и внедрения ИИ-решений.