На фоне «фармацевтических реформ», аптеки останавливают работу мобильных пунктов

13 августа 20:31

Аптечная сеть «9-1-1» приостанавливает работу мобильных аптек в двух областях — Харьковской и Херсонской. Об этом сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на пресс-релиз, полученный от фармацевтической сети.

Сеть «Аптека 9-1-1» первой в Украине ввела формат мобильных аптек, которые с января 2024 года обслуживали Харьковскую, Херсонскую и Сумскую области. Это был проект с ярко выраженной социальной целью: обеспечить лекарствами небольшие населенные пункты, где нет стационарных аптек и где жители часто вынуждены были преодолевать десятки километров, чтобы получить доступ к необходимым препаратам.

Наиболее эффективно мобильные аптечные пункты (МАПы) работали в прифронтовых районах на юге и востоке страны. Здесь проблема доступа к медицинским услугам особенно острая, ведь из-за регулярных обстрелов и поврежденной инфраструктуры поставки лекарств затруднены, а потребность в них — постоянная.

Финансовый удар из-за изменений в регулировании рынка

Однако проект столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Последние законодательные изменения на фармацевтическом рынке, в частности усиление регуляции и отмена маркетинговых договоров, привели к сокращению доходов от стационарных аптек. Именно эти доходы покрывали расходы на содержание и работу мобильных аптек.

По словам представителей сети, ситуация стала критической: финансирование МАПов в нынешних условиях стало невозможным без дополнительных источников поддержки. Как следствие, было принято решение приостановить их работу в Херсонской и части Харьковской областей.

В Херсонской области доступ к лекарствам потеряли жители 52 населенных пунктов, среди которых громады Великоалександровская, Высокопольская, Нововоронцовская, Калиновская, Борозенская, Кочубеевская и Миловская. Для этих территорий МАПы были едва ли не единственным каналом получения медикаментов, особенно для хронически больных и пожилых людей.

На Харьковщине сейчас работает только один мобильный аптечный пункт, который обслуживает 92 поселка. Однако из-за оптимизации графика выездов аптечный автомобиль теперь посещает каждый населенный пункт не чаще, чем раз в 17 дней. Сеть уже предупреждает: при отсутствии стабильного финансирования и этот МАП может прекратить работу.

Оптимизация в области фармацевтики и МАПы: какие перспективы существуют

Эксперты фармацевтического рынка отмечают: закрытие мобильных аптек на прифронтовых территориях несет серьезные социальные риски. Кроме ухудшения доступа к медикаментам, это может привести к увеличению нагрузки на местные медицинские учреждения, которые и без того работают в сверхсложных условиях.

Если государство или международные гуманитарные организации не вмешаются и не обеспечат финансирование таких проектов, тысячи жителей сел останутся без доступа к базовым лекарственным средствам.

Экономические последствия остановки мобильных аптек для регионов

Кроме того, прекращение работы мобильных аптечных пунктов «Аптеки 9-1-1» в Херсонской и части Харьковской области будет иметь последствия не только гуманитарного, но и экономического характера.

Во-первых, местные жители будут вынуждены тратить больше времени и средств на поездки в ближайшие стационарные аптеки, что в прифронтовых регионах часто предусматривает не только дополнительные транспортные расходы, но и риски для безопасности. Это снижает уровень экономической активности в громадах, ведь часть рабочего времени населения будет тратиться на решение базовых потребностей, вместо участия в производственных или сервисных процессах.

Во-вторых, отсутствие регулярного доступа к медикаментам повышает риск ухудшения здоровья, особенно среди пожилых людей и пациентов с хроническими заболеваниями. Это потенциально приведет к росту расходов государства и международных организаций на медицинскую помощь, а также увеличению нагрузки на больницы, которые уже работают в стрессовом режиме.

В-третьих, с точки зрения экономической целесообразности, мобильные аптеки были инструментом поддержки потребительского спроса в общинах. Они создавали дополнительные рабочие места, обеспечивали оборот средств в локальных экономиках и стимулировали смежные сферы, в частности логистику и снабжение. Остановка этой цепи поставок означает, что локальные экономики потеряют часть оборота, а занятость может сократиться.

Наконец, этот случай демонстрирует уязвимость социально важных проектов к изменениям в регуляторной политике. Отмена маркетинговых договоров и усиление регуляции, вызвавшие финансовый кризис в сети, является сигналом для других игроков фармрынка: без стабильной государственной поддержки инновационные и социально ориентированные бизнес-модели могут быть недолговечными.

Читайте также: В Раде рассказали, когда ждать удешевления лекарств и почему в Украине подорожали антибиотики

Аптеки приостанавливают работу мобильных пунктов: контекст

12 февраля 2025 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение «О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев». Указ президента Украины № 82/2025 ввел это решение в действие.

Совет СНБО принял к сведению намерение участников фармацевтического рынка снизить цены на 30% с 1 марта 2025 года на самые популярные препараты.

Кабинет Министров получил поручение:

  • установить предельные надбавки: оптово-сбытовые — не более 10%, розничные — до 35%. Это должно быть оформлено изменениями в постановление № 955 от 2008 года и действовать с 1 марта 2025 года;
  • ввести запрет на маркетинговые и промоуслуги для аптек до внедрения единого оптового ценообразования.

СНБО в свою очередь поручил Правительству в течение двух недель разработать законопроект о внесении изменений в закон «О лекарственных средствах» с внедрением с 1 января 2027 года и в течение месяца подготовить проект по имплементации так называемого «правила Болар » — ускоренной регистрации биосимиляров.

Также предусматривалось сопровождение в парламенте проектов «О регистрации лекарств для учреждений здравоохранения» (реестр № 11493) и «О совершенствовании патентного законодательства в условиях военного положения» (реестр № 9383).

Для государственного мониторинга качества лекарственного оборота Минздраву и НСЗУ поручили ежемесячно отслеживать обеспечение медицинских учреждений лекарствами в рамках «Программы медицинских гарантий».

Таким образом антимонопольный комитет усилил контроль над ценообразованием на социально значимые лекарства, а прокуратуре и правоохранителям рекомендовано выявлять злоупотребления и непрозрачное формирование цен на всех этапах обращения препаратов.

Предполагалось, что такие изменения в «правилах игры» на фармацевтическом рынке приведут к следующим результатам:

  • снижение цен на 30%, которое может значительно повысить доступность лекарств, особенно для социально уязвимых слоев населения;
  • предельные надбавки ограничат маржи дистрибьюторов и аптек, что должно стабилизировать розничную цену»
  • ускорение регистрации лекарств по «правилу Болар» и упрощенное сопровождение на законодательном уровне, что должно стимулировать конкуренцию, особенно среди брендов, аналогов и генериков;
  • усиление контроля над промоуслугами и стоимостью приведет к прозрачности рынка и снижению административных расходов.

Однако, как объясняют эксперты, строгая государственная регуляция без механизма компенсаций может вызвать дефицит, задержки импортных поставок и повысить нагрузку на бюджет.

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают