Несоциальная арифметика: почему официальный прожиточный минимум в Украине не соответствует реальному

2 октября 16:30
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Украинские чиновники снова обещают вернуть прожиточному минимуму его сущность, как базового социального стандарта, и главное осовременить его до фактического уровня потребления. Удастся ли это сделать и как быстро — выяснял «Коммерсант Украинский».

Украинское правительство декларирует желание сделать то, что уже много лет вызывает не только аргументированную критику, но и целый спектр эмоций, включая разочарование, удивление или раздражение — учитывая то, насколько официальный показатель прожиточного уровня отличается от фактического.

Вот правительство и обещает наконец сделать прожиточный минимум достаточным и понятным показателем, который реально будет отражать уровень жизни. Логику воплощения таких намерений очертил в минувшую пятницу в парламенте во время «Часа вопросов к правительству» министр соцполитики Денис Улютин.

«В Верховной Раде рассматривается проект закона, который и даст возможность нам прожиточный минимум устанавливать на уровне фактическом. Дело в том, что сейчас прожиточный минимум «привязан» к большому количеству несвойственных прожиточному минимуму выплат. Как только удастся его «отвязать», мы сможем четко устанавливать прожиточный минимум. До этого мы это сделать не можем, поскольку это имеет высокое давление на бюджеты других социальных фондов и любые другие бюджеты», — пояснил министр.

Другое дело, что «отвязка» прожиточного минимума от несвойственных для него выплат — это лишь часть решения проблемы. И то, как и за счет чего прожиточный минимум будут приближать к фактическому уровню потребления, остается без достаточных разъяснений.

Прожиточный дисбаланс

С 1 января 2025 года прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц установлен в размере 2920 гривен, а для трудоспособных лиц — 3028 гривен.

Интересно, что Бюджетной декларацией на 2025-2027 годы, принятой в прошлом году, был установлен фактический мораторий на повышение прожиточного минимума и его фиксация для трудоспособных лиц на уровне 3028 гривен.

Зато «свежая» Бюджетная декларация на 2026-2028 годы уже предусматривает изменения: согласно ей прожиточный минимум на одного человека в 2026 году составит — 3 171 грн, в 2027 году — 3 358 грн, в 2028-м — 3 536 грн, для трудоспособных лиц соответственно — 3 288 грн, 3 482 грн и 3 667 грн.

Статья 7 проекта бюджета на следующий год предусматривает установление с 1 января 2026 года прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц в размере 3209 гривен, а для трудоспособных лиц — 3328 гривен. То есть есть даже повышение показателей на несколько десятков гривен. Но очевидно, что эти суммы все еще очень далеки от фактического уровня прожиточного минимума. Соответствующие правительственные учреждения не спешат официально обнародовать подобные фактические ориентиры. Пробел заполняют менее официальные расчеты.

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, например, обратил внимание на то, что по расчетам Министерства социальной политики, только реальная стоимость только продуктов по состоянию на июнь 2025 года была выше, чем предлагаемый Правительством размер прожиточного минимума и сравнил цифры размера прожиточного минимума из проекта бюджета-2026 и суммы, которые каждый минимально тратит на еду. К примеру, прожиточный минимум для трудоспособных лиц — 3328 грн, а стоимость продуктов — 4794 грн.

«Предлагаю совместно с правительством предусмотреть в бюджете график роста прожиточного минимума и соответствующих социальных пособий в течение 2026 года, начиная с 4700 грн как стартового размера прожиточного минимума в следующем году», — подчеркнул Даниил Гетманцев.

Озвучиваются и более амбициозные, более реальные ориентиры. Одно из «сетевых» сообщений, в котором содержится ссылка на Минсоцполитики, правда никак неподтвержденная, и которое базируется на ценах июня 2025 года, к примеру, указывает на то, что фактический размер прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц составляет 8421,94 грн, а с учетом обязательных платежей — 9932,81 грн.

Есть достаточные основания говорить о корректности таких данных. Напомним, еще с 2015 года Министерство социальной политики действительно ежемесячно высчитывает «фактический размер прожиточного минимума». Но расчеты, начиная с февраля 2022 года, в открытом доступе отсутствуют. Зато, учитывая цены января 2022 года, фактический прожиточный минимум на одного человека уже составил 4666,04 грн, а с учетом обязательных платежей — 5343,57.

Кстати, «узаконивание» такого разрыва между официальным показателем прожиточного минимума и фактическим имеет свою историю. Как утверждает экс-министр социальной политики Павел Розенко, разрыв между реальным прожиточным минимумом и тем, который фиксируется в бюджете, возник где-то в 2006-2007 годах.

«Тогда правительство Януковича при президенте Ющенко впервые применило эту историю. То есть реальный прожиточный минимум в магазинах это такое, а мы сделаем прожиточный минимум, который может, как они считали, потянуть государство. И вот тогда впервые на 80-100 гривен был разрыв между тем прожиточным минимумом, который закладывается в государственном бюджете, и тем, который рассчитан научным методом согласно реальным ценам», — отмечает эксперт.

Понятно, что в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Шаг первый: как «освободить» прожиточный минимум

Уже много лет, напомним, прожиточный минимум используется как расчетная величина для различных выплат: должностных окладов, зарплаты различных категорий работников и других выплат, а также размеров штрафов и сборов. Соответственно каждый пересмотр в сторону увеличения прожиточного минимума влечет за собой увеличение этих выплат и рост давления на государственные и социальные бюджеты. Но откуда же взялась такая привязка. С этим вопросом «Коммерсант Украинский» обратился к эксперту по вопросам социальной политики, бывшему министру соцполитики Павлу Розенко.

«Сам термин прожиточного минимума он зафиксирован в Конституции Украины и там написано, что социальные стандарты, зарплаты, пенсии в Украине не могут быть ниже прожиточного минимума. В принципе была заложена абсолютно европейская, нормальная норма. То есть, чтобы не придумывать какие-то параметры социальных выплат — а их более 80 в Украине — есть базовая расчетная величина прожиточного минимума и с изменениями цен меняется прожиточный минимум, это отражается в государственном бюджете и автоматически пересчитываются социальные выплаты», — объясняет эксперт.

Казалось бы, наиболее очевидный вариант — это немного скорректировать статью 46-ю Конституции, которая и предусматривает, что «пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом». И таким образом «отвязать» прожиточный минимум от различных выплат. Но не все очевидное, является самым простым. Продолжает Павел Розенко.

«В идеале надо или убирать из Конституции положение о том, что социальные стандарты, зарплаты, пенсии в Украине не могут быть ниже прожиточного минимума. Но это на сегодняшний день, думаю, невозможно сделать. Или же все-таки отвязать прожиточный минимум от базовых социальных стандартов», — отмечает специалист.

Собственно, воплощение второго варианта и начали чиновники вместе с депутатами. В парламенте уже проработаны и подготовлены к рассмотрению законопроекты №13466-13469.

Согласно им прожиточный минимум как социальный стандарт отделяется от его использования в финансово-расчетных целях для исчисления размера должностных окладов судей, таможенников, работников отдельных отраслей бюджетной сферы, органов местного самоуправления, госслужащих. Также предусматривается отказ от использования прожиточного минимума как базовой расчетной величины для штрафов и сборов. Вместо прожиточного минимума для определения размеров должностных окладов будет использоваться базовая (орудная) величина, а для определения размеров штрафов и сборов вводится новый принцип — использование штрафной ставки и ставки административного сбора. И базовая величина для расчета должностных окладов, и ставки штрафов и сборов будут устанавливаться в государственном бюджете на соответствующий год по представлению Кабмина.

Шаг второй: как рассчитать реальный прожиточный минимум

Тему определения реального прожиточного минимума чиновники не детализируют и ограничиваются общими словами о «возвращении прожиточному минимуму его социальной природы», «восстановлении качественной способности прожиточного минимума обеспечивать закрепленную в законодательстве функцию государственного социального стандарта».

Напомним, прожиточный минимум, как это определено в соответствующем законе «О прожиточном минимуме», является стоимостной величиной, достаточной для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг. Эти наборы формируются соответствующими органами исполнительной власти. Сам прожиточный минимум устанавливается Кабмином после проведения научно-общественной экспертизы, сформированных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг и ежегодно утверждается Верховной Радой в законе о госбюджете. Так есть. Но должно ли так и оставаться. Здесь есть вопрос.

Как считает экономист Борис Кушнирук, главным является то, что никто не ставил перед собой задачу просто корректно посчитать прожиточный минимум.

«Вы не можете управлять экономикой, если вы не владеете реальной информацией. В первую очередь, должен быть корректный показатель прожиточного минимума. Для этого нужно сформировать экспертный совещательный совет, который будет представлять независимые институты — профсоюзы, академических ученых-экономистов, чиновников, НБУ. И они должны определить методику, по которой Госстат должен посчитать этот минимум. И в первую очередь нас должны интересовать именно малообеспеченные, те, кто находятся на уровне плюс-минус прожиточного минимума. Это математика. Политика появляется после того, как окажется, что показатель значительно выше, чем декларируется властью. Но сначала надо корректно посчитать», — отмечает эксперт.

Не трудно представить, что корректно рассчитанные показатели не очень будут соответствовать финансовым возможностям государства. Что делать в этом случае? Точка зрения Бориса Кушнирука.

«Бесспорно окажется, что у нас людей, которые живут ниже прожиточного минимума, очень много. Тогда вы должны сказать: уважаемая община, вот такая реальная цифра, мы вам честно говорим, за один или за два года мы ее не поднимем, но мы берем обязательства, что каждый год мы будем приближать эту величину, например, на 30%. И это уже вопрос о распределении ресурсов — на что вы должны тратить средства. И власть не должна отвечать за все слои населения. Но категории наименее защищенной должна помочь. Вы же не можете говорить, мы знаем, что люди живут ниже прожиточного минимума, особенно те, кто наименее защищен социально, и взамен будем тратить средства на всякий бред. Какие-то разовые выплаты, какие-то кэшбеки и так далее. То есть если вы взяли обязательство, что вы этот показатель должны довести до реального в течение трех лет, вы тогда должны все ваши бюджетные расчеты вести, исходя из этого», — отмечает эксперт.

Борис Кушнирук также считает, что делать расчет нужно не для отдельного лица, а для домохозяйства: брать совокупный доход домохозяйства, смотрите, сколько имеющихся доходов и потом думать, как дотянуть до прожиточного минимума.

«Есть инструменты, как это можно сделать. Например, вы можете ввести систему социальных карточек. Скажем, прожиточный минимум составляет 8 тысяч на человека. Два человека — 16 тысяч. Из них мы понимаем, что где-то 50% тратится на продукты питания. И мы вам говорим, что на эти 50%, или 4 тысячи, если одного человека берем, мы вам будем давать возможность купить продукты, и НДС там будет не 20% стоять, а 7%. И это будет реализовываться с помощью этой социальной карты. То есть это форма целевой помощи, которая будет идти конкретным людям. Или, если в домохозяйстве доход ниже прожиточного минимума, то налог на доходы физических лиц с них не взимать. С помощью таких механизмов можно дотягивать до прожиточного минимума», — отмечает специалист.

Пока же, правительство фиксирует, оторванный от реальной жизни, показатель прожиточного минимума, и декларирует намерение его осовременить и установить на уровне фактического потребления. Конечно же, при желании нынешний достаточно большой разрыв между тем, что предложено правительством в бюджете, и фактическими уровнями прожиточного минимума образца 2025 года и даже 2022 года можно воспринимать, как свидетельство «реальных» намерений что-то изменить или просто популизм. А можно признать это, как осознание чиновниками того факта, что нескольких месяцев для воплощения заявленных планов точно не хватит. Хотя до следующих выборов и чиновники, и депутаты уже точно должны успеть.

Автор: Сергей Василевич

Анна Ткаченко
Редактор

Сейчас читают