Новые правила игры: что изменит закон о кредитных историях

10 октября 11:05
РАЗБОР ОТ [K]

Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект «О кредитной истории», который направлен на защиту прав заемщиков и повышение прозрачности кредитного рынка. Он устанавливает новые правила ведения кредитных историй, их обновления и хранения, а также закрепляет права граждан на доступ к информации и ее исправление. Кроме того, ряд изменений касается и самих бюро кредитных историй. Что нового предлагает законопроект — исследовал «Коммерсант Украинский»

Основные положения законопроекта, вытекающие из пояснительной записки, следующие:

  1. Устанавливаются новые правила ведения кредитных историй и контроля за этим процессом.
  2. Определяются состав, обновление и сроки хранения данных (до 10 лет).
  3. Закрепляются права заемщиков на доступ, исправление и удаление недостоверной информации.
  4. Вводятся последствия для кредитования лиц, которые официально заявили о нежелании получать кредиты.
  5. Близкие лица пропавших без вести или умерших граждан смогут получить доступ к кредитной истории (на период действия военного положения).
  6. Запрещается использование данных третьими лицами без согласия субъекта кредитной истории.
  7. Вводится авторизация бюро кредитных историй с требованиями к их структуре и безопасности.
  8. Предусматривается возможность трансграничного обмена данными с согласия заемщика.
  9. НБУ получает полномочия по надзору и применению санкций.
  10. Создается публичный реестр бюро кредитных историй.
  11. Устанавливаются правила раскрытия банковской тайны и тайны финансовых услуг бюро кредитных историй.

Нововведения в кредитных историях

Из нового и прогрессивного в этом законе стоит отметить, что гражданин сможет подать заявление о нежелании заключать новые кредитные договора, и после этого любой выданный кредит будет считаться недействительным. Это защищает от мошенничества и навязанных кредитов.

Кредиторы будут обязаны передавать информацию в бюро кредитных историй в течение 2 рабочих дней, что должно минимизировать задержки и снизить риски подделки данных.

Четко прописывается, какие именно данные входят в кредитную историю, устанавливаются сроки ее хранения — до 10 лет, а также порядок уничтожения информации после завершения этого срока.

Каждый гражданин получает право на бесплатный доступ к своей кредитной истории (сейчас это платная услуга), а также возможность исправить или удалить недостоверную информацию.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Национальный банк Украины получает полномочия контролировать деятельность бюро кредитных историй, в частности: проводить проверки, сертифицировать системы безопасности, применять меры воздействия в случае нарушений.

Закон допускает трансграничный обмен кредитной информацией, но только с согласия субъекта (заемщика).

Планируется создание электронного Реестра бюро кредитных историй — для открытого доступа и прозрачности.

Итак, исходя из вышеизложенного, повышается защита потребителей, снижается уровень мошенничества, усиливается финансовая дисциплина. А главное — украинское законодательство приближается к международным стандартам защиты персональных данных.

Новый закон по старинке

Собственно, ради международных стандартов этот закон и планируют принять. Это евроинтеграционный законопроект, инициированный Национальным банком Украины. И, как считает экономический эксперт Олег Пендзин, особых изменений там нет.

«Его принимают в рамках наших обязательств по финансовому мониторингу. Мы движемся по кластеру евроинтеграции, и значительно легче принять новый закон, соответствующий европейским нормам, чем вносить многочисленные изменения в старый», — отмечает эксперт.

Более того, этот закон касается прежде всего тех, кто активно сотрудничает с банками в сфере потребительского и коммерческого кредитования. Особенно это важно для тех, кто берет коммерческие кредиты — где суммы больше и риски выше.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

В то же время эксперты высказали немало замечаний к проекту Закона Украины «О кредитной истории». Например, отсутствие анализа эффективности действующего закона. Не объяснено, почему необходима именно полная замена, а не внесение изменений в существующий закон.

Чрезмерный объем информации в кредитной истории (например, адрес проживания, семейное положение, количество иждивенцев). Безосновательное расширение функций бюро кредитных историй, в частности по использованию персональных данных.

Также отмечена недостаточная защита прав потребителей, учитывая то, что заемщик является «слабой стороной» договора и нуждается в особой защите. А также недопустимо позволять кредитору самостоятельно определять объем передаваемой по договору информации.

Не проанализировано, как изменения повлияют на финансовую нагрузку заемщиков, особенно по небольшим кредитам. Законопроект слишком сложный для понимания рядовым гражданином. Не хватает лаконичности и четкости, что затрудняет его применение на практике.

Обратят ли на это внимание депутаты и внесут ли изменения ко второму чтению — увидим.

Автор: Алла Дунина

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают