Перекрытие Ормузского пролива: действительно ли нефть будет по $300 за баррель

23 июня 14:48
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

На фоне угроз со стороны Ирана перекрыть Ормузский пролив — один из ключевых маршрутов транспортировки нефти в мире — в СМИ появляются прогнозы о возможном стремительном скачке цен на нефть. Впрочем, эксперт по энергетике Михаил Гончар в комментарии «Коммерсант Украинский» успокоил: реальность несколько сложнее и не так драматична, как некоторые описывают.

Парламент Ирана 22 июня одобрил закрытие Ормузского пролива, который расположен между Ираном и ОАЭ. Но окончательное решение должен принять высший совет национальной безопасности.

Михаил Гончар в комментарии «Коммерсант Украинский» отметил, что перекрытие Ормузского пролива маловероятно.

«Реалии несколько иные. Конечно, ценовой скачок будет, но пока каких-то фактов с перекрытием Ормузского пролива нет, кроме решения парламента Ирана по этому поводу. Но, учитывая сложную и иерархическую систему принятия решений в Иране, последнее слово будет за рахбаром, то есть за Али Хаменеи», — объясняет он.

По мнению Гончара, Иран скорее демонстрирует угрозу, чем действительно готовится к блокаде пролива.

«Иран просто делает проекцию угрозы… Но сделать ему это будет достаточно непросто, в частности потому, что его собственный нефтяной трафик также проходит через Ормузский пролив», — объясняет он.

Кроме того, на Иран имеет существенное влияние Китай, который является основным импортером иранской нефти. И хотя КНР не критически зависит от этих поставок, их доля в энергетическом балансе Китая остается важной, уточняет эксперт.

Гончар также обратил внимание на важную географическую деталь — большинство морских коридоров проходят не по иранским, а по оманским территориальным водам.

«Ормуз — это не Босфор. Самая узкая часть пролива — около 55 км, в среднем — более 90 км. Перекрыть его физически значительно сложнее, чем может показаться», — отмечает эксперт.

Специалист напомнил, что даже во времена Ирано-иракской войны, когда в Ормузском заливе продолжалась «танкерная война», цены на нефть не выросли, а наоборот — начали снижаться.

«Поэтому ситуация не выглядит такой однозначной, как об этом пишут, что вот «все пропало», Иран перекрывает — и цена 150, 300 или 350 долларов за баррель. Фантазировать можно на любую тему, и на эту особенно», — говорит Гончар.

Еще один фактор стабильности — наличие альтернативных маршрутов поставок.

«Саудовская Аравия давно позаботилась о безопасности транспортировки. Есть нефтепровод Абкайк-Янбу, который выводит нефть на Красное море. Он не компенсирует объемы из Персидского залива полностью, но обеспечивает диверсификацию», — отмечает специалист.

И хотя Иран может прибегнуть к точечным атакам, в частности на корабли США в зоне Персидского залива, Гончар прогнозирует, что это будут скорее символические акции. Реальный риск он видит в попытках террористических атак — уже за пределами самого пролива.

«Нервозность, безусловно, будет влиять на рынок нефти. И плюс — безудержное желание нефтяных спекулянтов. Для них это идеальная ситуация, на этом заработать», — заключает эксперт.
Несмотря на громкие заголовки, реальная картина — более сложная и не такая драматичная. Рынок, вероятно, отреагирует кратковременным скачком цен, но системный энергетический кризис из-за Ормуза маловероятен», констатирует Гончар.

Ормузский пролив — узкий морской проход между Персидским заливом и Индийским океаном, который имеет чрезвычайное стратегическое значение для мировой торговли энергоресурсами. Его длина составляет примерно 160 километров, а ширина в самом узком месте — всего 21 километр. При этом судоходные каналы занимают лишь по 2 километра в каждом направлении, что делает торговые суда особенно уязвимыми к потенциальным атакам из-за их близости к побережью.
Ежедневно через Ормузский пролив транспортируется около 16,5 миллиона баррелей нефти и конденсата, в частности из ключевых нефтяных экспортеров — Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов.
Кроме того, именно через этот морской путь проходит до 30% мировых поставок сжиженного природного газа и до 20% глобального экспорта нефти и нефтепродуктов. Важную роль играет и Катар — один из крупнейших экспортеров СПГ, для которого Ормузский пролив является основным логистическим маршрутом.

Сейчас читают