Положительные эмоции важны: украинцы начали больше тратить на домашних любимцев
30 апреля 15:56
Во время войны украинцы больше тратят на своих домашних любимцев, однако количество единиц в чеке практически такое же, как было и в 2021-м году. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Ассоциацией ритейлеров Украины, информирует «Коммерсант Украинский».
По оценке Suziria Group, зоорынок Украины демонстрирует стабильный рост даже во время войны — почти на 20% ежегодно в период 2021-24 годов.
Как меняется объем и структура расходов
В сети MasterZoo, которая входит в Suziria Group, общая сумма расходов, например, зависит от вида любимца. Так, больше всего в течение года тратили клиенты с террариумными питомцами — в среднем 14 600 грн. Также сохраняются общие тенденции: расходы на собак в среднем на 20% выше, чем на кошек. Это связано с особенностями ухода, потребностью в амуниции, одежде и активном досуге. В 2024 году хозяева собачек тратили ориентировочно 13 500 грн в год, тогда как расходы на котиков составляли около 11 200 грн. Наименьшие среднегодовые расходы приходятся на грызунов — 8700 грн, и пернатых — 9300 грн.
В сети Эпицентр, которая развивает проект Lapki, тоже фиксируют рост расходов на домашних любимцев в последние годы. Если в 2021 году покупатель в среднем тратил 218 грн за визит, то по итогам 2024-го — уже 350 грн.
«В этом году в сети прогнозируют дальнейший рост средних расходов примерно на 20%», — комментирует Светлана Лисанти, директор по развитию проекта Lapki.
Однако среднее количество позиций в чеке в сети Эпицентр такое же, как было и до 2022 года — 4-5 товаров. При этом доля продаж эконом-сегмента сократилась до 30% в пользу премиум-сегмента — 33%.
На маркетплейсе Rozetka клиенты тратили на своих любимцев в прошлом году в среднем на 7% больше, чем в 2023-м и на 43% больше, чем в 2021 году. А средний чек в 2024 году в категории зоотовары вырос на 16% по сравнению с 2023-м и на 39% по сравнению с 2021-м.
В кормах для собак и кошек заметен тренд на рост доли кормов класса холистик, а вот доля кормов эконом-класса уменьшается. Премиум-класс немного растет в кормах для кошек и немного уменьшается в кормах для собак.
На маркетплейсе Maudau расходы на домашних любимцев в прошлом году были немного больше, чем в 2023 год.
«В 2024-м также сохранялась тенденция, связанная с перетеканием объемов продаж от премиум-кормов в медиум-сегмент», — говорит Максим Фетисов, руководитель направления Зоотовары Maudau.
Прогнозируется, что в 2025 году рост расходов сохранится в пределах 20%.
Что влияет на уровень расходов
В MasterZoo говорят, что тренд не экономить на любимцах начал формироваться еще до войны, в период ковида, когда люди начали больше работать из дома и дольше оставаться рядом со своими домашними друзьями.
На сегодня каждый питомец — это, как правило, полноценный член семьи, личность с характером и предпочтениями. Поэтому растет спрос не только на базовые корма, но и на товары, приносящие эмоциональное вовлечение — лакомства, игрушки, интерактивные гаджеты, кастомизированные аксессуары.
Растет внимание и к составу, формату, вкусу — пробуются новинки (например, веганские вкусности или с альтернативными белками), выбираются продукты с добавленной пользой.
Зато в Maudau признают, что люди сейчас вынуждены экономить и на животных. Однако, по словам Максима Фетисова, руководителя направления Зоотовары, поскольку есть немало обязательных для приобретения товаров — как, например, корма или ветпрепараты — полностью отказаться от подобных покупок клиенты не могут.
Чем характеризуется украинский рынок кормов для домашних животных
Ярким проявлением привлекательности украинского рынка является факт непосредственного присутствия на нем первой тройки мирового рейтинга — Nestle Purina, Mars Petcare и Hill’s Pet Nutrition. Прямо или косвенно работают в Украине также немало других ведущих компаний мирового pet food. Ежегодно импортеры зарабатывают в Украине сотни тысяч долларов. И, конечно, здесь успешно функционируют сотни субъектов зообизнеса национального и регионального масштаба. Об этом пишет издание Newfood.
Привлекает международный и украинский бизнес немалый текущий размер украинского рынка кормов, а еще больше — его высокий потенциал в перспективе.
Украина входит в ТОП-10 стран Европы по количеству домашних животных
Согласно отчету FEDIAF, кошек в Украине почти 7,6 миллиона, собак — более 4,9 миллиона, а также около 3 миллионов домашних птиц, грызунов, ракушек, рыбок и тому подобное.
Сейчас в Украине домашних животных в несколько раз больше, чем, например, в таких европейских странах как Австрия, Чехия, Греция или Швеция. Поэтому уже сейчас емкость украинского рынка не меньше австрийского, чешского и других рынков.