Провал сезона: почему пиво в Украине стало продаваться хуже: почему пиво в Украине стало продаваться хуже
28 октября 20:47
ИНФОГРАФИКА
Отечественный пивной рынок вошел в фазу спада: несмотря на то, что 60% украинцев потребляют пиво, а 32% делают это регулярно, 2025 год оказался слабее 2024-го. Розница и HoReCa фиксируют падение продаж, а производители — сокращение выпуска, сообщает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на Forbes Ukraine.
Аналитический отдел медиа подсчитал, что за январь — август 2025 года в Украине сварили 94,3 млн дал пива, что на 4,3% меньше, чем за тот же период 2024-го (данные «Укрпиво»).
Для масштаба: весь 2024 год дал 140 млн дал. В деньгах в прошлом году пивоваренная отрасль сгенерировала около 33 млрд грн выручки, а внешняя торговля была почти сбалансированной: экспорт — 1,1 млрд грн, импорт — 1,2 млрд грн.
Динамика в минус 4,3% на восьмимесячном отрезке указывает на умеренное сжатие рынка после сложного сезона. Если темпы не изменятся, итог 2025-го рискует получиться ниже 2024 года. Баланс импорта и экспорта при этом остается хрупким: импорт в деньгах немного превышает экспорт, что усиливает конкурентное давление на местные бренды.

Почему падает потребление
Среди ряда уважительных причин эксперты и основные игроки рынка пива в Украине выделяют несколько факторов.
1. Климатические изменения. 2025-й прошел без высоких температур. Поэтому сезонный пик не сработал в полной мере. Усилил эффект падения тот факт, что предыдущее лето отличилось аномальной жарой.
2. Война и демография. Изменения численности населения и ВПЛ, мобилизация, миграция и ограниченное присутствие на отдельных территориях уменьшают базу потребителей. Основная аудитория — мужчины — частично выбыла или сократила потребление.
3. Цена. В 2025 году пиво подорожало примерно на 10% из-за инфляции, импортных составляющих и логистики.
К слову, смежные к пиву категории тоже ослабевают. Квасы и сидры показывают двузначные темпы падения.
Кто страдает на рынке напитков больше всего
Кеговый сегмент и специализированные магазины. Их экономика держится на 3 — 4 пиковых месяцах (май — август), когда маржинальность достигает 80 — 120%. Сезонный провал делает весь календарный год финансово нестабильным.
Малые и средние розничные сети. Так, «Львовские краны» были вынуждены урезать расходы, а сеть Konteyner в 2025-м закрыла 2 из 12 точек. Причина — договариваться об аренде становится сложнее.
Читайте также: Поступления по акцизам выросли почти на 50%: что стоит за положительной динамикой
Пивной рынок-2025: что делают ритейлеры и производители
Чтобы улучшить финансовую ситуацию, производители и ритейлеры начали оптимизацию расходов и CAPEX (капитальные затраты, или инвестиции компании в долгосрочные активы, такие как здания, оборудование, технологии и нематериальные активы, — ред.) Среди принятых мер — пересмотр арендных условий, сокращение маркетинговых бюджетов, фокус на быстрые оборотные позиции.
Также происходит смещение в сторону форматов и SKU, чувствительных к погоде: кег — в жару, бутылка/банка — в межсезонье.
Бороться со сложностями на рынке пытаются и с помощью гибкого ценообразования. Производители все чаще выбирают локальные промо вместо широких акций, чтобы не «сжигать» маржу.
В Украине исчез спрос на пиво: что это значит для рынка
Прежде всего, речь идет о том, что любая температурная аномалия или дождливый период мгновенно «режут» кассу. К этому добавляется давление на маржу, когда повышенные расходы и более слабый трафик стимулируют экономию на всем, от маркетинга до IT-проектов.
Еще одна тенденция — переоценка локаций. Ритейлеры и бары выходят из «маркетинговых» мест и отдают предпочтение локациям с гарантированной дневной выручкой.
Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры
Прогнозы производителей и ритейла: будет ли в 2026-м «отскок» спроса
Как рассказал в комментарии Forbes Ukraine директор по коммерческому развитию Роман Верховод, Carlsberg Ukraine планирует 2026 год, ориентируясь на средний погодный показатель за три года. Если 2025-й был ниже среднего, более теплый сезон в 2026-м может дать рынку «пружинный» отскок.
Но при этом сдерживающие факторы никуда не исчезают. Война, изменения территорий и мобилизация, миграция, ограничение продаж на отдельных территориях, слабая покупательная способность — все это остается в рыночной модели и будет влиять на спрос пива среди украинцев.
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры