Регулятор поднял тарифы на транспортировку газа: что это значит для государства и потребителей
30 декабря 2024 15:54
Транспортировка газа в Украине с 1 января 2025 года подорожает в четыре раза из-за нулевого транзита. Такое решение 30 декабря приняла Нацкомиссия по регулированию энергетики (НКРЭКУ), передает «Коммерсант Украинский».
Тариф на транспортировку природного газа увеличивается со 124,16 до 501,97 грн за 1000 куб. м, или почти на 305%. Решение принято в связи с остановкой транзита российского газа через Украину.
«В 2024 году 85% дохода — это транспортировка газа происхождением из Российской Федерации. То есть 15% — это то, что остается нам от внутренних заказчиков. Для полной компенсации не хватает того поднятия тарифа, но мы согласны, мы понимаем, что экономика Украины требует взвешенных решений», — пояснил гендиректор Оператора ГТС Украины Дмитрий Липпа.
Между тем Ассоциация газодобывающих компаний Украины, которые в следующем году будут основными и крупнейшими заказчиками услуг по транспортировке «голубого топлива», прогнозирует, что такое существенное повышение тарифа будет иметь негативные последствия как для отрасли, так и для экономики страны. В частности, непосредственно повлияет на инвестиционную деятельность государственных и частных компаний, что приведет к уменьшению объемов добычи украинского газа.
«Ассоциация неоднократно обращалась к Регулятору и ОГТСУ с просьбой провести обсуждение вопроса по формированию тарифов и то, каким образом они рассчитываются. К сожалению, никаких консультаций с участниками рынка проведено не было, что абсолютно не соответствует европейским стандартам»,- говорится в заметке Ассоциации на странице в Facebook.
В свою очередь вице-президент по вопросам энергетики Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) Александр Трохимец утверждает, что такой резкий рост тарифа имеет ряд необоснованных признаков.
Во-первых, регулятор закладывает норму прибыли Оператора ГТС на уровне 3%.
Во-вторых, отсутствует программа оптимизации работы ГТС (вывод из эксплуатации мощностей, которые не используются, или использование которых нецелесообразно; оптимизация работы, схем). То есть, по мнению Трохимца, регулятор поддерживает позицию Оператора ГТС тратить средства без экономического смысла.
В-третьих, отсутствуют опубликованные статьи расходов.
«Регулятор ссылается на то, что это якобы конфиденциальная информация, и ее разглашение может повлечь угрозу в условиях военного положения. Но, по моему мнению, это слабый аргумент. Потому что, если Регулятор применяет положения режима военного положения, то вся экономика должна быть переведена на военное положение. А если в стране сохранились рыночные отношения и прозрачность тарифообразования — тогда надо публиковать все статьи расходов природного монополиста, которым является Оператор ГТС», — объясняет вице-президент по вопросам энергетики Украинского национального комитета Международной торговой палаты.
По словам Александра Трохимца, увеличение тарифа на транспортировку газа приведет к дополнительным расходам потребителей в размере 1,6 млрд, что в условиях падения производства и доходов во время войны, может, в свою очередь привести к росту долгов на рынке газа и банкротству производственных предприятий.
Заметим, что резкий рост тарифов на транспортировку «голубого топлива» произошел и в 2019 году. Причиной стало то, что россия в то время без предупреждения сократила объем транзита газа.