Работа для ветеранов в Украине: что стоит на пути и как преодолеть искусственные барьеры

24 июля 16:17
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

В Украине уже зарегистрировано 1,3 миллиона ветеранов и ветеранок. И среди них есть немало тех, кто после увольнения со службы уже имеет опыт поиска работы. Далеко не всегда положительный. Что усложняет процесс трудоустройства и как его можно улучшить, выяснял «Коммерсант Украинский».

После окончания российско-украинской войны количество ветеранов и ветеранок может вырасти до 6 миллионов. Конечно, многие из них после демобилизации вернутся на довоенное место работы. Но многим по объективным и субъективным причинам придется рассматривать новые варианты трудоустройства. И уже имеющийся опыт подсказывает, что сделать это будет не всегда просто.

Далеко не все ведомства и компании готовы достаточно широко распахнуть двери для ветеранов и ветеранок. Движение ЧЕСТНО недавно на основе данных от 14 из 19 украинских министерств исследовало сколько там трудоустроено ветеранов. Как оказалось, в министерствах только 3% работников на разных должностях имеют статус ветерана. Наибольшее количество участников войны, участников боевых действий и лиц с инвалидностью вследствие войны работает в Министерстве обороны — 100 из 497 сотрудников и в Министерстве по делам ветеранов 38 из 214. Но хватает и министерств, где работает всего по 2-3 ветерана или ветеранки.

Кстати, самыми желанными сферами трудоустройства для них является именно государственная служба и органы местного самоуправления. Также ветераны и ветеранки хотели бы посвятить себя военному делу, работать в охранных структурах и в сфере перевозок и логистики. Об этом свидетельствуют результаты одного из опросов, проведенных в апреле-мае 2025 года Министерством по делам ветеранов, Украинским ветеранским фондом и платформой robota.ua.

Препятствия в трудоустройстве

Исследование помогло выяснить и то, сколько ветеранов и ветеранок встречались с препятствиями при трудоустройстве и какими именно. Рассказывает руководитель отдела учебно-аналитической работы Украинского ветеранского фонда Анастасия Селянинова.

Во время нашего последнего исследования 57 процентов опрошенных ветеранов и ветеранок ответили, что они однозначно или скорее сталкивались с проблемами в процессе трудоустройства, и только 27 процентов сказали, что не испытывали чего-то подобного. Что касается самих проблем, то это несоответствие заработной платы потребностям или ожиданиям ветеранов и ветеранок; проблемы с физическим здоровьем и психоэмоциональным состоянием; а также дискриминация при трудоустройстве. Собственно, дискриминация может заключаться в том, что определенные стереотипы могут останавливать работодателей от того, чтобы брать на работу ветеранов и ветеранок, — пояснила Анастасия Селянинова.


Исследование, в частности помогло выяснить и то, какой именно поддержки ожидают ветераны и ветеранки при трудоустройстве.

Мы интересовались у самих ветеранов и ветеранок, какую помощь они хотели бы получить и здесь самый популярный вариант, который выбрали половина респондентов, это переквалификация. И также почти столько же поддержки получил вариант квотирования рабочих мест для ветеранов. Что еще могло бы помочь в процессе трудоустройства — это учет военного опыта за опыт работы по специальности. И также у ветеранов и ветеранок есть потребность в получении дополнительного образования, сопровождения в трудоустройстве. Нужны программы психологической поддержки и интегрирования лиц с инвалидностью, — отметила Анастасия Селянинова.



Законодательная поддержка

Удивительно, но действующая в Украине законодательная база отдельно не регламентирует особенности трудоустройства участников боевых действий. Государство только регулирует ситуацию, когда военный получил инвалидность вследствие войны, тогда на него распространяются гарантии, предусмотренные законодательством, для лиц с инвалидностью. Восполнить этот нормативный пробел должен проект Закона №13180 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия трудоустройству участников боевых действий и обеспечения их экономической самостоятельности».

Среди предложенных новаций, например, введение для работодателей с численностью работников более 8 человек квоты для трудоустройства участников боевых действий в размере 5 процентов. А некоторые депутаты предлагают ввести даже 10% квоту для ветеранов и ветеранок в государственных органах, особенно в налоговой, таможне, правоохранительных структурах.

Также предлагается привлечь, как написано в пояснительной записке к проекту, «положительный механизм стимулирования работодателей» при трудоустройстве участников боевых действий. Речь идет об определенной компенсации фактических расходов на оплату труда. Также возможно введение и «негативного механизма стимулирования работодателей» при трудоустройстве (здесь речь идет о штрафах).

Важно то, что поиск оптимальной модели трудоустройства ветеранов и ветеранок еще продолжается. И в депутатской среде, судя по публичным комментариям, мало кто готов говорить о тех же карательных мерах. Акцент делается на введении льготной системы для бизнеса, который берет на работу ветеранов, на налоговых стимулах или косвенном механизме финансовой ответственности.

Речь не идет о наказании. Но если ты не трудоустраиваешь ветеранов, то платишь налоги в полном объеме. Если берешь, имеешь льготы. Это справедливо, — так объясняет механизмы стимулирования работодателей председатель парламентского Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Елена Шуляк.

При этом, в парламенте помнят, что, например, идея квотирования имеет поддержку в обществе. И она остается предметом дискуссий. Напомним, почти 50 процентов участников вышеупомянутого опроса назвали именно гарантированное законом квотирование рабочих мест для ветеранов и ветеранок важным механизмом поддержки в процессе трудоустройства.

Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Тарас Тарасенко объясняет, почему меры принуждения при трудоустройстве — это неэффективный вариант.

Что касается модели Проекта Закона № 13180, то это квотирование, принуждение. Но это модель, которая не работает. Принуждение в работе любого считаю неэффективным. И Украина как государство уже проходила долгое время этот момент принуждения в вопросе трудоустройства лиц с инвалидностью, который достался нам со времен УССР, и получила в результате торговлю трудовыми книжками лиц с инвалидностью, а не реальное трудоустройство. Мы уже приняли соответствующий закон об изменении подходов к трудоустройству лиц с инвалидностью, уменьшили нагрузку на бизнес и предложили модели, при которых государство стимулирует реальную заботу о лицах с инвалидностью, путем их трудоустройства по принципам безбарьерности, — отмечает парламентарий.

Как значительные препятствия в процессе трудоустройства ветеранов и ветеранок народный депутат Тарас Тарасенко выделяет два фактора: низкую заработную плату и отсутствие в государственном секторе политик формирования понимания трудовыми коллективами этапов возвращения человека с войны и изменений в человеке в результате травмы, изменения ценностей.

Положительные практики

Трудоустройство ветеранов — это процесс перестройки всего коллектива в отношении к ветеранам, в толерантности друг к другу, уменьшении пропасти отчуждения, чтобы трудовой коллектив стал новым монолитом из ветеранов и гражданских. Приоритетным должен быть путь стимулирования к развитию.

Лучше создавать возможности для развития бизнеса и создания рабочих мест, финансировать за счет государства обустройство мест для ветеранов, получивших травму. Что уже сейчас делается. И бизнес уже самостоятельно внедряет политики трудоустройства, заботы о Защитниках и Защитницах, поскольку многие люди были мобилизованы и бизнес хочет, чтобы эти работники к ним вернулись. Я благодарю Министерство ветеранов Украины и бизнес, сформировавших аналитический справочник «Ветеранские инициативы», который показывает, как крупные работодатели справляются с трудоустройством ветеранов, какие вызовы они преодолевают. Я лично за то, чтобы мы брали положительные практики и внедряли их более масштабно, и в том числе в государственном секторе, — отметил Тарас Тарасенко.

Исследование «Ветеранские инициативы», созданное компанией Top Lead при поддержке Минветеранов и Украинского ветеранского фонда. Оно представляет ветеранские инициативы крупнейших компаний Украины и оптимистично показывает, что 97% компаний имеют ветеранов в штате, 83% компаний поддерживают сотрудников-ветеранов, 72% компаний имеют программы психоэмоциональной помощи, 85% компаний поддерживают ветеранов вне штата.

Автор — Сергей Василевич

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают