Секретные миллиарды и друзья президента: расследователь рассказал, почему лишили независимости НАБУ
22 июля 19:32
Национальное антикоррупционное бюро Украины может сталкиваться с политическим давлением из-за расследования закупок беспилотников в рамках оборонных контрактов. Об этом на своей странице в Facebook со ссылкой на источники в правоохранительных органах и в среде оборонной промышленности написал журналист-расследователь Юрий Николов, передает «Коммерсант Украинский».
Он отмечает, что НАБУ расследует контракты на поставку дронов, заключенные в условиях секретности, сумма которых якобы достигает десятков миллиардов гривен. Часть из этих контрактов, по информации журналиста, получили компании, связанные с бизнес-партнерами представителей Офиса Президента. В частности, с главой ОП Андреем Ермаком, председателем фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией и народным депутатом Николаем Тищенко. А одному из фигурантов — Сергею Миндичу — даже готовили сообщение о подозрении, пишет Николов.
В заметке расследователь объясняет, что речь идет о высокорентабельных оборонных закупках, которые часто скрываются за юридическими фирмами с непрозрачной структурой собственности. Из соображений безопасности информация о реальных бенефициарах и объемах финансирования не обнародуется.
В то же время значительные средства направляются на производство так называемых «дронов-дальнобойщиков», которые, по мнению экспертов, менее эффективны в нынешних условиях, чем производство оперативно необходимых ракет или более дешевых аналогов ударных БПЛА типа Shahed.
Юрий Николов отмечает, что пока неизвестно, проинформированы ли международные партнеры Украины о содержании и объеме этих контрактов. Однако официальный Киев активно обращается к союзникам за помощью для развития украинского военно-промышленного комплекса, в частности в сфере дронов.

Что ликвидация НАБУ означает для борьбы с коррупцией и евроинтеграции Украины
Днем ранее, 21 июля, Юрий Николов в эфире телеканала Киев24 проанализировал ситуацию вокруг недавних обысков в Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ) и предостерег о потенциальных последствиях, которые эти действия могут иметь для дальнейшего существования института. По его словам, события последних недель угрожают превратить НАБУ в формальную структуру без реального влияния или же вообще привести к его уничтожению.
Особое внимание он обратил на информационную кампанию, которая активно ведется в Telegram-каналах и медиа. По мнению журналиста-расследователя, она направлена на дискредитацию НАБУ как якобы неэффективного органа, который только потребляет средства бюджета, не принося заметных результатов.
Николов подчеркнул: за подобной риторикой стоит политический заказ, цель которого — подорвать доверие к детективам, парализовать их работу и дать основания для политического решения о реформировании или ликвидации бюро.
Журналист также отметил, что обыски позволили Офису Президента получить доступ к важным внутренним материалам НАБУ. В частности, к незавершенным производствам, над которыми работали детективы. Это создает угрозу вмешательства в ход расследований, а также риск утечки чувствительной информации, которая потенциально может быть использована для защиты лиц из высшего политического руководства.
В условиях военного положения и масштабного привлечения средств на оборону это означает, что расследования по закупкам, контрактам или использованию государственных ресурсов, которые ведет НАБУ, будут остановлены или перенаправлены. Такой сценарий, как считает Николов, может окончательно подорвать доверие как украинских граждан, так и международных партнеров к независимости антикоррупционных органов.
Это также может иметь серьезные последствия для евроинтеграционных стремлений Украины, поскольку независимость антикоррупционной инфраструктуры была и остается одним из ключевых требований со стороны Европейского Союза.
Тогда Николов подытожил, что любая попытка демонтировать НАБУ как инструмент независимого контроля над госаппаратом будет шагом назад не только для украинской демократии, но и для реформ, за которые общество заплатило высокую цену.
Что нужно знать о проекте закона № 12414
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Максим Павлюк, Вячеслав Медяник, Александр Бакумов и Сергей Минько.
Документ зарегистрировали в Верховной Раде еще 16 января 2025 года. А 29 апреля законопроект приняли за основу. Во вторник, 22 июля, закон приняли (зеленую кнопку нажали 263 народных избранника) и отправили на подпись президенту Украины.
Официально документ касается изменений в УПК по расследованию исчезновений людей при особых обстоятельствах во время военного положения. Но, как утверждает депутат Анастасия Радина, в него внесли правки, которые фактически подчиняют НАБУ и САП Генеральному прокурору.
В частности, закон дает Генпрокурору полномочия:
- получать доступ ко всем делам НАБУ и делегировать этот доступ другим прокурорам;
- предоставлять письменные указания детективам НАБУ и менять подследственность дел;
- самостоятельно решать споры о подследственности и подписывать подозрения топ-чиновникам;
- исключительно решать, кто входит в группу прокуроров, лишая этого права руководителя САП;
- закрывать расследование по требованию стороны защиты.
Накануне принятия законопроекта СБУ и Офис Генпрокурора заявили о разоблачении российского влияния на НАБУ. По информации правоохранителей, отдельным сотрудникам Бюро вменяют государственную измену, незаконную торговлю с РФ и работу в интересах олигархов. В целом произошло не менее 70 обысков.
О чем говорится в законопроекте
В Украине планируют ввести новые юридические механизмы для более эффективного расследования случаев исчезновения людей в условиях войны. Соответствующий законопроект разработан из-за роста количества исчезновений без вести в районах боевых действий и на временно оккупированных территориях. Его главная цель — обеспечить оперативное реагирование следственных органов и предоставить семьям пропавших больше доступа к правовым инструментам.
Вооруженная агрессия России создала обстоятельства, когда традиционные правила досудебного расследования часто не работают. Отсутствие доступа к территориям или свидетелей, риски для следователей и жертв — все это замедляет или делает невозможным расследование. Законодатели стремятся адаптировать правовую систему к новым реалиям.
Законопроект предлагает предоставить прокурорам право самостоятельно определять место проведения досудебного расследования по делам, связанным с исчезновением людей при особых обстоятельствах. Речь идет о расследовании по статьям 115 (умышленное убийство с пометкой «исчезновение без вести»), 146-1 (насильственное исчезновение) и 438 (военные преступления) Уголовного кодекса Украины.
Изменения в статью 615 УПК позволят перенести расследование в другой регион — например, к месту жительства заявителя или потерпевшего. Это обеспечит более удобный доступ родственников к следствию и уменьшит административное и психологическое давление на семьи пропавших.
Кроме того, законопроект предусматривает, что прокуроры смогут применять эти полномочия еще в течение трех лет после завершения военного положения.
Сейчас УПК Украины не содержит процедур, которые учитывают специфику вооруженного конфликта. Закон «О правовом режиме военного положения» не регулирует процессуальные аспекты досудебного расследования, а Закон «О правовом статусе лиц, пропавших без вести» не предусматривает особого режима следствия для военного времени. Предложенный законопроект заполняет этот правовой пробел.
Авторы законопроекта отмечают, что он не предусматривает дополнительных расходов из государственного бюджета. Речь идет исключительно о процессуальных изменениях, которые повысят гибкость и эффективность в реагировании на исчезновения.
Также инициаторы этого документа уверяют, что он усилит правовую защиту семей пропавших лиц и позволит адаптировать работу правоохранительных органов к чрезвычайным обстоятельствам. Предполагается, что это повысит доверие к государственным институтам, улучшит качество досудебного расследования и будет способствовать более быстрому розыску пропавших.
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко