Школа на расстоянии: какие вызовы ждут детей и учителей

25 июня 17:57
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Министерство образования и науки Украины обновило правила организации дистанционного обучения в условиях военного положения. Цель — обеспечить каждому ребенку доступ к качественному образованию независимо от его местоположения: в Украине, на временно оккупированных территориях или за рубежом. И именно здесь начинаются самые сложные моменты, ведь каждая школа должна соответствовать определенным стандартам, а детям, которые находятся за пределами Украины, придется приложить значительные усилия, чтобы получить украинский аттестат.

Какие именно изменения в организации дистанционного обучения предусмотрены, выяснял «Коммерсант Украинский».

МОН Украины обновило правила дистанционного обучения в условиях военного положения. Речь идет об изменениях в приказы №1112 и №1115.

Цель — обеспечить каждому ребенку доступ к качественному образованию независимо от его места пребывания: в Украине, на временно оккупированных территориях или за рубежом с 1 сентября 2025 года.

Новые правила формирования дистанционных классов

Стандарт — не менее 20 учеников в дистанционном классе.

Возможны исключения:

  • от 10 учеников — для школ на прифронтовых территориях, временно оккупированных или в сельской местности;
  • от 15 учеников — для школ в других регионах и городах.

Эти правила не касаются специализированных и специальных учебных заведений.

Обучение при неполном составе классов

Школа может работать дистанционно, даже если нет всех классов подряд. Например, если есть классы с 1 по 6 и с 8 по 11, а 7-й отсутствует — это допустимо.

Обучение детей, находящихся за рубежом

Если ребенок учится в местной школе, он может параллельно получать украинское дистанционное образование с украиноведческим компонентом (от 5 до 8 часов в неделю).

Если ребенок не посещает местную школу, он может полностью учиться по украинской программе дистанционно или в индивидуальной форме (семейное обучение или экстернат).

Педагогическое сопровождение (патронаж)

Для детей, находящихся на временно оккупированных территориях, возможно индивидуальное обучение на дому с учителем. Школа может работать в патронажном формате даже без официально открытых классов. Заработная плата учителя в таком случае оплачивается государством.

Поддержка учителей

В регионах с повышенной опасностью создается кадровый резерв. Учителя смогут проходить повышение квалификации и получать заработную плату, даже если временно не имеют учебной нагрузки.

Жизнь за границей: как семьи выбирают между двумя школами

Фактически, на четвертом году полномасштабного вторжения, оккупации части территорий, вынужденной эмиграции семей с детьми, ситуация оказалась патовой: часть детей, оказавшись за границей, вынуждена посещать местные школы, и у многих не остается ни времени, ни желания еще и учиться в украинской школе — не говоря уже о тех, кто остался на оккупированных территориях.

Как рассказала «Коммерсант Украинский» киевлянка Наталья Осипенко, которая выехала с шестилетней дочерью в марте 2022 года, ребенок сначала пошел в польскую школу в первый класс, хотя и пришлось срочно изучать польский. Сейчас девочка ходит в польскую школу, а об онлайн-занятиях в украинской школе даже не думали.

Ребенок живет со мной в Польше, возвращаться мы не собираемся. Зачем ей еще и учиться в украинской школе, даже дистанционно? Она умеет читать на украинском, говорит — этого достаточно. Ну, если вдруг захотим вернуться, — будем думать, — считает Наталья.

А вот у Ларисы Клименко был опыт, когда ее дочь училась в британской школе, параллельно посещая дистанционные занятия в украинской школе — но только год. Нагрузка оказалась слишком большой, пришлось выбирать, от чего отказаться.

Мы приехали в Британию уже с неплохим знанием английского. Дочь пошла в 4-й класс, и мы старались не терять связь с родиной — она дистанционно училась со своим украинским классом. Разница во времени помогала. Но сил хватило только на год. Нагрузка была чрезмерной, еще и тренировки — она ходит в спортивную секцию. Поэтому пришлось отказаться от украинской школы и сосредоточиться на британской, чтобы не отставать от местной программы, — рассказывает Лариса.

На оккупированных территориях — другие реалии

Ситуация подобная и на временно оккупированных территориях. Первые год-два дети еще могли учиться в украинских онлайн-школах, хотя были проблемы с интернетом, перебои с электричеством. Но год назад местные власти оккупированных Запорожской и Херсонской областей заставили всех детей переходить в российские школы и даже ввели обязательное изучение украинского языка. Хотя, по данным российских СМИ, РФ якобы отменила обязательное изучение украинского языка в школах на захваченных территориях из-за «изменившейся геополитической ситуации в мире». Там украинский язык преподавали как родной по желанию родителей.

Как учатся дети с ВОТ: индивидуальные графики и «украинский компонент»

Директор Бердянской гимназии №16, релоцированной в Запорожье, Владимир Греб в комментарии для «Коммерсант Украинский» отметил, что в этом году набрали только один первый класс с 21 ребенком на дистанционное обучение, хотя раньше первоклассников было не менее пяти классов. Проблемы существуют — и от них не убежать.

В нашей гимназии учатся в частности дети, которые находятся за границей и на временно оккупированных территориях. Мы уже четвертый год работаем дистанционно. Дети в оккупации сталкиваются с трудностями: их заставляют ходить в местные школы, родители боятся за детей. И мы занимаемся с ними индивидуально в свободное время, бесплатно. С прошлого года МОН предложило для таких детей индивидуальные графики обучения, но четкого алгоритма еще нет, ждем разъяснений, — отметил директор.

По словам Владимира Греба, сейчас около половины учеников гимназии остались в Бердянске, на оккупированной территории. Часть выехала за границу, и там условия другие, лучше. МОН издало приказ об обучении таких детей по так называемому украинскому компоненту: обязательные предметы — украинский язык и литература, история и география Украины, «Познаю мир» и другие. Эти предметы преподаются в выходные или вечером по заявлениям родителей. А другие предметы, которые дети изучают в зарубежных школах, им перезачисляют.

В этом году НМТ сдали около 40% выпускников гимназии. Детям с ВОТ разрешено поступать в вузы по собеседованию без сдачи НМТ, поэтому такое количество не сдавало тест. Многие из них планируют поступить в Бердянский педуниверситет, но также поступают и в другие высшие учебные заведения.

Директор отмечает, что кроме детей, следует также решить вопрос с педагогами: с их нагрузкой и оплатой. Шестеро учителей остались в Бердянске и согласились работать с оккупационными властями. Остальные имеют статус ВОТ, некоторые выехали на подконтрольную территорию Украины, другие — за границу.

Скажу так: учителя за рубежом работают дистанционно, но при этом ходят на языковые курсы, и уже двое предупредили, что после завершения курсов пойдут работать по специальности в странах пребывания и оставят школу. Но я найду им замену в Украине. Желающие работать дистанционно есть, — подчеркнул Владимир Греб.

Как сообщила бывшая учительница украинского языка и литературы на условиях анонимности, ситуация в Херсонской области значительно хуже. Если в первые год-два дети еще охотно учились дистанционно в украинской школе, то сейчас почти полностью перешли на российскую программу. Она подчеркнула, что МОН опоздало с принятием решений по дистанционному обучению опоздало на несколько лет, и родители уже не видят смысла в украинском образовании. К сожалению.

Автор — Алла Дунина

Читайте нас у Telegram: головні новини коротко

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают