Шведские истребители под сомнением: получит ли Украина долгожданные Gripen

30 сентября 18:50

Впервые Украина получит шведские истребители Gripen, которые присоединятся к ожидаемым поставкам американских F-16 и французских Mirage. Об этом сообщил заместитель министра обороны Украины, генерал-лейтенант Иван Гаврилюк в интервью для украинской службы BBC.

Пока конкретные даты прибытия самолетов не известны. По словам Гаврилюка, украинцы узнают об их появлении только тогда, когда увидят эти самолеты в небе над страной:


«Только когда они начнут летать над Украиной, можно будет сказать, что они уже здесь».

Он подчеркнул, что усиление систем противовоздушной обороны Украины является важным вкладом в безопасность всей Европы.

Ранее Швеция не исключала возможность передать Украине истребители Gripen, однако министр обороны Пел Йонсон отмечал, что продажа таких самолетов может произойти только после завершения войны.

Что говорят в Швеции

Шведские СМИ обратились в Министерство обороны за комментарием относительно возможных поставок истребителей Gripen Украине. Пресс-секретарь ведомства Йохан Ельмстранд сообщил, что между Украиной и Швецией продолжаются переговоры по этому вопросу, однако пока нет никаких новых деталей.

Он охарактеризовал процесс как «хороший и глубокий диалог».

Официальная позиция Министерства обороны Швеции свидетельствует о желании вести открытые и конструктивные переговоры о дальнейшем оборонном сотрудничестве и возможных поставках истребителей, однако на сегодня конкретных договоренностей не обнародовано.

Усиление авиации — постепенно и неуклонно

Спикер Украинской добровольческой армии Сергей Братчук в эксклюзивном комментарии для «Коммерсант Украинский» рассказал об изменениях в авиационном парке ВСУ и о роли западной техники в нынешней фазе войны. По его словам, соотношение между советскими и западными самолетами постепенно меняется в пользу последних, что дает существенное усиление украинской авиации.

«Такими темпами, я думаю, что парк советских самолетов будет уменьшаться в пропорции по сравнению с западными образцами оружия, что, конечно, является для нас усилением, существенным усилением», — сказал Братчук.

Он отметил, что сейчас авиация работает как ударный кулак,- выполняя задачи по поражению прифронтовых позиций противника,- и выразил надежду, что со временем задачи расширятся, хотя их пока не стоит афишировать.

Сергей Братчук подчеркнул, что точное количество нужной техники назвать сложно из-за боевых потерь с обеих сторон и необходимости пополнения парка.

«Абсолютную цифру вряд ли кто-то вам скажет, потому что самолеты, к сожалению, они в боях и есть потери… поэтому надо пополнять авиационный парк. Как говорят, много точно их не будет», — отметил он.

Он также отметил важность логистики: самолет — это «пусковая установка», но ему нужны боеприпасы. Напомнил о параллели с Tomahawk: сам боеприпас — нужен, но нужны и пусковые средства.

На вопрос о сроках и подробностях поставок техники Братчук ответил, что о таких вещах заранее не информируют — это вопрос безопасности.

«Об этом точно никто сообщать не будет… враг не должен знать, что у нас появляется и каким образом это все появится», — пояснил спикер УДА.

Он также процитировал аналогию с появлением F-16 в небе: когда техника уже на боевом дежурстве, общественность это увидит сама.

«Просто увидим самолеты. Я думаю, что военные летчики нам, как это было при F-16, на определенных локациях это продемонстрируют», — сказал Братчук.

Почему изменилась позиция стран-партнеров — «туман войны» и реалии на поле боя

Обсуждая изменение позиций отдельных стран по поставкам вооружений (в частности, пример Швеции), Братчук напомнил о «тумане войны» и влиянии информационного пространства на восприятие реальности. По его мнению, окончательные решения партнеров формируются под влиянием конкретных действий России на фронте и за его пределами.

«Есть те обстоятельства, которые меняют позицию. Очевидно, что все увидели, что россия — террорист, россия не собирается останавливать войну. Украина должна в этой войне победить, потому что победа Украины — это уменьшение рисков для Европы», — подчеркнул Братчук.

Он также указал на инциденты с беспилотниками в небе Скандинавии как на фактор, побуждающий европейские страны действовать решительнее. В целом Братчук выразил надежду, что даже небольшие поставки техники и боеприпасов создадут «поток», который поможет восстановить авиационные способности.

«Наконец, надеюсь, вот такой поток или даже небольшой такой источник, это оно будет подавать нам больше и самолетов, и боеприпасов», — резюмировал Сергей Братчук.

Технические характеристики

Шведский многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen (особенно версии E/F) — это современный самолет с максимальной скоростью около 2 Махи, боевым радиусом до 1500 км, практическим потолком до 15 000 м и возможностью нести до 7,2 тонн вооружения. Он оснащен радаром AESA, комплексом электронной борьбы и может использовать различные ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Основные технические характеристики (версия Gripen E/F):

  • Экипаж: 1 человек (версия E) / 2 человека (версия F).
  • Максимальная скорость: до 2 Махи (примерно 2 470 км/ч).
  • Практический потолок: примерно 15 000 метров.
  • Боевой радиус: до 1 500 км без дозаправки.
  • Полезная нагрузка (боевая нагрузка): до 7,2 тонны.
  • Двигатель: General Electric F414G, который обеспечивает сверхзвуковую крейсерскую скорость без форсажа.
  • Количество точек подвески: 10.

Вооружение и авионика:

  • Радар: AESA Raven ES-05.
  • Другое оборудование: интегрированная система электронной борьбы, сенсоры IRST.
  • Вооружение: ракеты класса «воздух-воздух» (средней и большой дальности), ракеты класса «воздух-земля», противокорабельные ракеты и управляемые бомбы.

Дополнительные особенности:

  • Аэродинамическая схема «качка»: улучшает маневрирование и взлетно-посадочные характеристики.
  • Открытая архитектура: позволяет легко интегрировать новые системы вооружения и приборы.
  • Модульная авионика: облегчает обновление программного обеспечения в соответствии с новыми требованиями.

Сейчас читают