STOP China and Russia: как три законопроекта Сената США повышают цену агрессии РФ против Украины

22 октября 22:35

Комитет Сената по иностранным делам США 22 октября одобрил ряд важных для Украины законопроектов, касающихся военной агрессии России. Об этом сообщила посол Украины в Штатах Ольга Стефанишина в своем Telegram-канале, передает «Коммерсант Украинский».

Речь идет о таких проектах законов:

  • S.2805 об объявлении РФ государством-спонсором терроризма в случае невозвращения Россией более 19 тысяч украинских детей;
  • S.2918 о внедрении закона REPO о конфискации замороженных активов РФ и передаче их на нужды Украины;
  • S.2657 STOP China and Russia Act of 2025, который должен помешать поддержке войны РФ со стороны Китая.

О чем говорится в документе S.2805

Законопроект S.2805 в Сенате США (119-й созыв) предлагает признать Российскую Федерацию государством-спонсором терроризма.

Документ внесли в Сенат 15 сентября 2025 года Линдси Грэм, Ричард Блюменталь, Кей Бритт и Эми Клобучар. А 16 сентября он прошел второе чтение.

Проект, получивший краткое название Designating the Russian Federation as a State Sponsor of Terrorism Act, опирается на ряд констатаций Конгресса.

В частности, указывается, что российская агрессия против Украины целенаправленно затрагивает мирных жителей, включая детей. Ведь по оценкам украинских властей, с февраля 2022 года россияне убили по меньшей мере 648 и ранили не менее 2047 детей. Отдельно отмечается незаконное перемещение не менее 19 546 украинских детей в РФ, на оккупированные территории и в другие места. Возраст пострадавших от вооруженной агрессии Москвы — от нескольких месяцев до 17 лет.

В тексте также говорится о русификации украинских детей через депортации, «перевоспитательные лагеря» и молодежные военизированные структуры, что, по мнению авторов, подпадает под признаки международного терроризма в понимании законодательства США.

Механизм в проекте двухступенчатый. В течение 60 дней после вступления закона в силу Государственный секретарь должен отчитаться перед Конгрессом, подтвердив два факта:

  • что вывезенные/похищенные украинские дети в безопасных условиях воссоединены с семьями или опекунами;
  • что начали их полную реинтеграцию в украинское общество.

Если такие подтверждения предоставить невозможно, Госдеп обязан немедленно внести РФ в список государств-спонсоров терроризма на основании действующих норм (включая раздел 40 Закона об экспортном контроле вооружений и раздел 620A Закона об иностранной помощи).

Обратная процедура тоже прописана: через 45 дней после отдельной сертификации Госдепом о том, что за последние три месяца РФ не поддерживала международный терроризм, дала гарантии отказа от такой поддержки, все дети возвращены и их реинтеграция продолжается, — внесение может быть отменено.

В обосновании также упомянут эпизод июньских переговоров в Стамбуле 2025 года, где украинская сторона передала список из 339 детей для возвращения, а российская делегация во главе с Владимиром Мединским отклонила требование, назвав действия РФ «спасением» детей.

Общий вывод проекта закона — у США есть инструменты привлечения РФ к ответственности, и признание спонсорства терроризма применят к РФ, если она не изменит ситуацию с украинскими детьми.

Проект закона S.2918: что это за документ и на каком он этапе

Законопроект предусматривает перевод всех замороженных российских суверенных активов в размере примерно 5 млрд долл. США, находящихся под юрисдикцией США, на счет с начислением процентов.

Инициаторами выступили сенаторы Шелдон Уайтгауз, Джим Риш, Джинн Шагин, Чак Грассли, Ричард Блюменталь и Линдси Грэм. Документ подали 19 сентября 2025 года. По состоянию на сейчас его уже передали в Комитет по иностранным делам.

Цель — усовершенствовать имплементацию действующего REPO Act (Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity for Ukrainians Act), который закладывает правовые основания для изъятия (репрофилирования) российских суверенных активов в пользу Украины.

Законопроект формально отсылает к международному консенсусу: к преамбуле REPO Act. Но речь идет о том, что все члены ЕС, включая Бельгию, и все, кроме одного, государства G7 являются участниками ОБСЕ.

3 июля 2025 года Парламентская ассамблея ОБСЕ единогласно приняла Портусскую декларацию, которая «призывает государства-участники ОБСЕ разблокировать полную стоимость около 300 млрд долл. США российских суверенных активов, репрофилируя основную сумму… для Украины до тех пор, пока РФ не прекратит агрессию и не согласится компенсировать убытки».

Проект закона также меняет статус активов в правовой архитектуре REPO Act. Если раньше речь шла прежде всего о конфискации и зачислении изъятых средств в специальный фонд (Ukraine Support Fund), то теперь предлагается разрешить президенту переводить в этот фонд также активы, которые еще не конфискованы, с единственной целью — разместить их на процентном счете. Это дает возможность начать начисление дохода на «обездвиженные» средства еще до окончательных юридических решений по конфискации.

Законопроект прямо обязывает Минфин США инвестировать свободный остаток фонда в доходные обязательства США или инструменты, гарантированные правительством США по основной сумме и процентам. Начисленные проценты и доходы от продажи таких бумаг зачисляются обратно в фонд, увеличивая ресурс для Украины. Президент должен обеспечить запуск этого механизма не позднее чем через 45 дней после вступления закона в силу.

Чтобы средства «не пролежали», проект вводит квартальные обязательства: не менее 250 млн долларов каждые 90 дней из фонда должно быть направлено на помощь Украине. Если остаток в фонде меньше 250 млн долларов Госдеп может перечислить весь остаток.

Отдельным разделом вводит секцию 109 — «Engagement with Foreign Countries». Он предусматривает два отчета президента в Конгресс:

  • за 90 дней — по «covered countries» (Австралия, все члены G7 и ЕС, кроме США): объемы российских суверенных активов в каждой стране, их статус (замороженные/заблокированные/ обездвиженные) и начисляются ли проценты;
  • за 270 дней — аналогичный отчет по другим государствам, не входящим в перечень «covered countries».

Отчеты подают в открытом формате с возможностью закрытого приложения. Параллельно Госдеп (в координации с Минфином США) должен в течение 30 дней начать системные дипломатические консультации с правительствами «covered countries», настаивая, чтобы они ежеквартально репрофилировали не менее 5% российских суверенных активов, находящихся в их юрисдикции, в пользу Украины.

В практической плоскости S.2918 имеет три эффекта:

1. Временной: средства перестают «стоять» — они либо конфискуются, либо по крайней мере переводятся в доходный режим, генерируя проценты.

2. Финансовый: инструмент квартальных перечислений минимизирует паузы между накоплением в фонде и фактическим поступлением ресурсов Украине.

3. Международный: США формализуют дипломатическое давление на партнеров в ЕС, G7 и Австралии относительно системного и регулярного репрофилирования активов. Ссылка на Портусскую декларацию ПА ОБСЕ добавляет веса политическому обоснованию.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

STOP China and Russia Act of 2025: санкции против поддержки Китаем «оборонки» РФ

В Сенат США внесли законопроект S.2657 Severing Technology Transfer Operations and Partnerships between China and Russia Act of 2025 (STOP China and Russia Act of 2025). Инициаторы — сенатор Джинн Шагин и сенатор Джон Корнин. Документ зарегистрировали 1 августа 2025 года, он прошел два чтения и направлен в Комитет по международным отношениям.

Проект официально фиксирует, что ряд китайских компаний и посредников поставляют России товары и технологии, критические для оборонно-промышленной базы (ОПБ) страны, несмотря на предыдущие санкции США. И именно поддержка КНР позволяет РФ продолжать войну против Украины. В ответ Штаты должны перекрыть финансирование и экспорт оружия из Китая в РФ и скоординировать свои контрмеры с союзниками.

Через 90 дней после вступления в силу Президент США обязан ввести ограничения против иностранных лиц, которые:

  • являются «лицами КНР» или контролируются «лицами КНР»;
  • сознательно продают, предоставляют или способствуют поставке товаров или услуг для Вооруженных сил РФ или ОПБ РФ.

Перечень чувствительных позиций включает:

  • станки ЧПУ и связанные сервисы;
  • смазочные присадки;
  • нитроцеллюлозу/древесную целлюлозу;
  • компоненты для производства порохов и взрывчатых веществ;
  • волоконно-оптические кабели военного назначения и технологии их производства;
  • передовые сенсоры.

Документ предусматривает ряд ограничений, среди которых:

  • блокировка активов и запрет любых операций с имуществом в юрисдикции США (на основании IEEPA);
  • визовые запреты и аннулирование действующих виз для причастных иностранцев.

Кроме того, документ закладывает механизмы имплементации (регуляции, лицензии, приказы) и штрафы за нарушения. Есть исключения для разведдеятельности и правоохранительной деятельности США, международных обязательств (соглашение о штаб-квартире ООН, Венская конвенция), а также отдельная ремарка: эти санкции сами по себе не распространяются на импорт товаров в США. Президент может на 90 дней (с продлением) освобождать отдельных лиц от санкций, если это отвечает интересам США.

Отдельно в проекте закона говорится о крупных оборонных группах КНР. Не позднее чем через 90 дней после принятия закона президент должен определить, осуществляют ли такие корпорации КНР деятельность по поставке оружия/компонентов РФ или товаров из «чувствительного» перечня.

Это касается таких компаний:

  • China North Industries Group,
  • AVIC,
  • CETC,
  • China South Industries Group,
  • CASIC,
  • China General Nuclear,
  • CNNC,
  • China State Shipbuilding.

Если результаты расследования подтвердят факт сотрудничества с РФ в области «оборонки», — против них введут блокировочные санкции и визовые ограничения.

S.2657 формирует жесткий рамочный режим против китайских поставок, подпитывающих оборонку РФ: добавляет обязательные персональные санкции за «чувствительные» поставки, подводит под ограничения крупнейшие оборонные корпорации КНР и принуждает исполнительную власть США к регулярной координации с союзниками. Цель — системно повысить цену для любых технологических и финансовых каналов между Китаем и российской военной машиной.

Посол Украины в США Ольга Стефанишина отметила, что в ближайшем будущем запланировано рассмотрение всех трех законопроектов в Сенате в соответствии с расписанием, которое определил лидер Республиканской партии Джон Тун.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают