Стратегические цели Госаудитслужбы: Пути улучшения и оптимизации контроля за публичными закупками
30 сентября 19:22
Алексей Александров, Директор Департамента мониторинга и проверок закупок Государственной аудиторской службы Украины
Государственная аудиторская служба Украины играет ключевую роль в обеспечении финансовой дисциплины и прозрачности в сфере публичных закупок. Эффективность контроля за государственными средствами является залогом экономического развития и укрепления доверия к государственным институтам. Госаудитслужба выделила четыре ключевые стратегические цели, достижение которых позволит существенно оптимизировать работу Госаудитслужбы, превратив ее из реактивного органа в проактивный и превентивный. Эти цели охватывают законодательные изменения, совершенствование ответственности, развитие институциональной способности и усиление прозрачности.
Цель 1: Гармонизация нормативно-правовых основ контроля закупок
На сегодняшний день существует правовой дисбаланс, который негативно влияет на системность контроля. Правовое регулирование мониторинга закупок, как ключевого инструмента государственного финансового контроля, закреплено в Законе Украины «О публичных закупках». Однако основной закон, регулирующий деятельность Госаудитслужбы, не содержит детальных норм по мониторингу. Эта ситуация создает риски, связанные с правовой неопределенностью и затрудняет эффективное применение контрольных мероприятий.
Основными задачами для реализации этой цели являются:
- Законодательные инициативы по внедрению порядка мониторинга на уровне законодательных актов, регулирующих деятельность Госаудитслужбы. Это позволит установить логичность и согласованность правового поля, что, в свою очередь, обеспечит системность и стабильность регулирования функций контроля.
- Внедрение возможности приостановления процедуры закупки на период мониторинга. Эта мера является фундаментальной для превентивного контроля. Она позволит предотвращать заключение договоров с нарушениями, устранять их на ранней стадии и минимизировать финансовые и репутационные риски для заказчика. Это также соответствует европейским практикам, где превентивный контроль является ключевым.
- Предоставление заказчикам права на одностороннее расторжение договора в случае выявления нарушений по результатам мониторинга. Это усилит ответственность заказчиков и поставщиков, а также обеспечит выполнение законных требований контролирующего органа. Это является эффективным механизмом для предотвращения неправомерного использования бюджетных средств.
Цель 2: Совершенствование административной ответственности и ускорение судебного разбирательства
Существует потребность в адаптации действующего законодательства об административной ответственности и оптимизации судебных процедур. Длительные судебные процессы и отсутствие адекватных санкций позволяют заказчикам избегать ответственности за нарушения, что подрывает принцип неотвратимости наказания.
Основными задачами для достижения этой цели являются:
- Адаптация статьи 164-14 «Нарушение законодательства о закупках» Кодекса Украины об административных правонарушениях. Необходимо привести ее в соответствие с новой редакцией Закона Украины «О публичных закупках» и дифференцировать ответственность в зависимости от существенности нарушения.
- Введение дополнительных видов ответственности за невыполнение требований Госаудитслужбы. Действующая система не предусматривает достаточных санкций для заказчиков, которые игнорируют требования контролирующего органа. Введение повышенных штрафов, подобных тем, которые применяются Антимонопольным комитетом, значительно повысит дисциплину и обеспечит выполнение законных требований.
- Введение ускоренного судебного разбирательства по делам об обжаловании выводов Госаудитслужбы. Это позволит эффективно противодействовать затягиванию судебных процессов, что является одним из главных препятствий для защиты государственных интересов. Быстрое судебное разбирательство не только снизит коррупционные риски, но и обеспечит неотвратимость ответственности.
Цель 3: Развитие институциональной способности и цифровизация
Институциональная способность и использование современных цифровых инструментов являются ключевыми для повышения эффективности Госаудитслужбы. Негибкие процедуры и устаревшие подходы к анализу данных снижают оперативность и эффективность контроля.
Основными задачами для реализации этой цели являются:
- Предоставление Госаудитслужбе права самостоятельно формировать алгоритмы автоматических индикаторов риска. Сейчас процедура обновления этих индикаторов является негибкой, что позволяет недобросовестным заказчикам обходить контроль. Предоставление Госаудитслужбе автономии в этом вопросе обеспечит оперативное реагирование на новые риски, адаптацию к изменениям в законодательстве и повысит эффективность мониторинга.
- Обновление классификации нарушений. Учитывая динамичные изменения в законодательстве, необходимо обновить классификацию нарушений, учитывая их существенность, последствия и типичные схемы злоупотреблений. Это позволит унифицировать практику, обеспечить единый подход к оценке нарушений и повысить объективность выводов.
- Межведомственное сотрудничество. Госаудитслужба, как орган, выполняющий функции координации борьбы с мошенничеством, должна активно сотрудничать с другими государственными органами, в частности с Минэкономики, предоставляя предложения по коррупционным рискам и конфликту интересов. Это будет способствовать систематизации опыта и усилению превентивной функции контроля.
Цель 4: Усиление прозрачности и общественного контроля
Публичность и открытость деятельности Госаудитслужбы является важным элементом для укрепления доверия к государственным институтам и эффективным предохранителем от коррупции. Общественный контроль за расходованием бюджетных средств обеспечивает дополнительный уровень ответственности и прозрачности.
Основными задачами для достижения этой цели являются:
- Обеспечение публичности деятельности Госаудитслужбы. Информация о результатах мероприятий государственного финансового контроля, выявленных нарушениях и принятых решениях должна быть доступной и понятной для общественности, бизнеса и органов власти. Это повысит доверие к Госаудитслужбе как институту.
- Создание аналитических дашбордов. Разработка дашборда, который визуализирует и систематизирует большие объемы данных, позволит выявлять типичные нарушения, рискованные практики и регионы, требующие дополнительного внимания. Это улучшит аналитические возможности и будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений.
- Усиление общественного контроля. Предоставление свободного доступа к информации о мерах контроля позволит привлечь общественность, СМИ и аналитиков к контролю закупок, что является эффективным предохранителем от коррупционных рисков. Осознание того, что информация о результатах контроля будет публично отражена, будет стимулировать заказчиков соблюдать требования законодательства.
Внедрение этих четырех целей позволит существенно укрепить систему государственного финансового контроля, обеспечить эффективное использование бюджетных средств и повысить доверие к Госаудитслужбе. Это является важным шагом на пути к европейской интеграции и построения прозрачного, подотчетного и эффективного государства.