В Украине четвероклассники будут сдавать итоговую аттестацию в формате ВНО с 2027 года
15 сентября 20:23
С 2027 года государственная итоговая аттестация (ГИА) снова станет обязательной для учеников 4 классов. Впервые ее проведут в формате, приближенном к Внешнему независимому оцениванию (ВНО).
Это предусмотрено приказом Министерства образования №1152, передает «Коммерсант Украинский».
Как это будет работать
- 2025/26 учебный год — подготовительный этап.
- Февраль-апрель 2026 года — создание специальной образовательной платформы для проведения ГИА.
- Весна 2026 года — апробация на 10 тысячах выпускников начальной школы.
- 2027 год — полноценный запуск для всех четвероклассников.
Финансирование обеспечит государственный бюджет.
Почему это важно
ГИА в Украине последний раз проводилась в 2019 году. Впоследствии:
- в 2020-2021 годах ее отменили из-за COVID-19,
- в 2022-2025 — из-за полномасштабной войны России против Украины.
Таким образом, целое поколение младших школьников избежало формальной итоговой проверки знаний.
Контекст
В старшей школе в этом году вместо ВНО проводили национальный мультипредметный тест.
А параллельно правительство оптимизирует сеть школ: с 1 сентября 2025 года финансирование заведений с количеством учеников менее 45 прекращено.
Потенциальные риски
Эксперты указывают, что внедрение ВНО для четвероклассников может иметь противоречивые последствия:
- Стресс для детей. В 9-10 лет дети могут воспринимать стандартизированные экзамены как слишком большое давление.
- Дополнительная нагрузка для учителей. Они будут вынуждены больше ориентировать обучение на тесты, а не на развитие критического мышления.
- Риск неравенства. Ученики из сельских школ, где не хватает ресурсов, могут показать худшие результаты.
В то же время сторонники инициативы отмечают, что тестирование даст объективную картину состояния начального образования в Украине и позволит вовремя выявлять пробелы.
Введение стандартизированных проверок в начальной школе — это часть более широкой стратегии МОН по европейской интеграции образования и приближения его к моделям, которые действуют в странах ОЭСР.
Для Украины это также попытка восстановить системность в мониторинге качества знаний, которая была потеряна из-за пандемии и войны.