Верховная Рада вернула независимость НАБУ и САП, но оставила контроль СБУ

31 июля 16:09

Верховная Рада большинством голосов (331 «за») приняла закон №13533, который возвращает независимость НАБУ и САП после критики со стороны Запада и протестов в ряде украинских городов. Ранее 263 парламентария, в том числе 185 из фракции «Слуга народа», поддержали ограничение независимости антикоррупционных органов. Закон уже подписали председатель парламента и президент. Что изменилось в новом законе в работе НАБУ и САП, какие ограничения остались — исследовал «Коммерсант Украинский».

Собственно, НАБУ и САП теперь могут вздохнуть с некоторым облегчением — процессуальная автономия, которая была утрачена, частично восстановлена. Новый закон частично возвращает процессуальную независимость САП: восстанавливается право прокуроров САП определять подследственность, управлять группами и не допускать вмешательства Генпрокурора в дела НАБУ. Однако автономия самого НАБУ остается частично ограниченной — допускаются проверки и контроль со стороны СБУ, а кадровые вопросы остаются нереформированными.

В то же время, если предыдущий закон давал Генпрокурору неограниченные полномочия — истребовать материалы расследований, давать обязательные письменные указания детективам НАБУ, менять подследственность и передавать дела другим органам — то по новому закону все изменилось. Генпрокурор сохраняет право истребовать материалы не по делам НАБУ, но больше не может вмешиваться в подследственность и влиять на расследование НАБУ. Детектив НАБУ теперь выполняет только указания прокурора САП. В то же время подобные полномочия формально остаются в отношении других органов.

Обыски без решения суда отменяются. Восстанавливается судебный контроль, и вводится запрет обысков без постановления в антикоррупционных делах.

Что касается кадровой политики, остаются положения закона 12414, которые отменили обязательные открытые конкурсы при назначении прокуроров: допускаются назначения и увольнения без конкурса, в том числе в связи с реорганизацией. Новый закон конкурсы не вернул, что остается нарушением решения КСУ № 11-р(ІІ)/2024 и европейских стандартов. Также сохранена ранее принятая норма о переносе расследования по ходатайству родственников к месту их проживания.

Новый контроль в новом законе

Но появились и новые пункты, которых не было в 12414:

  • Полиграф и проверки СБУ: каждые 2 года — исследования для работников с допуском к гостайне, первая — массово в течение 6 месяцев.
  • Ограничение выезда сотрудников НАБУ за границу во время военного положения (только служебные командировки).
  • Международный розыск и возврат активов: активная роль НАБУ, ОГП, Минюста и других органов в процессе экстрадиции и возврата активов в 3-месячный срок.

Эти новые пункты вызывают споры, ведь каким бы ни был формальный статус, но над НАБУ появляется контроль со стороны СБУ, отмечают юристы. Закон №13533 вводит обязательную проверку сотрудников НАБУ и САП, которые имеют доступ к гостайне: полиграф (детектор лжи) — раз в 2 года, плюс в течение 6 месяцев после вступления в силу закона — все проходят внеплановую проверку. Проверки со стороны СБУ включают изучение окружения, связей, образа жизни.

«Проверку работников САП и НАБУ осуществляет СБУ, которая не является независимым органом, она подчиняется президенту и имеет широкие полномочия без достаточных гарантий от злоупотреблений. Ранее СБУ уже была замечена в попытках давления на НАБУ. Полиграф не признан научным методом, не имеет стандартизированных процедур, зависит от интерпретации оператора (подвержен манипуляциям) и не применяется как доказательство в суде (ни в Украине, ни в ЕС). Полиграф плюс проверки — это субъективные инструменты влияния. Ведь если не прошел полиграф — это уже основание для отстранения, увольнения или блокировки карьерного роста», — отмечает адвокат Валентин Серков.

Вмешательство в частную жизнь

В целом положения о полиграфе и проверках СБУ в новом законе потенциально нарушают Конституцию (нарушение права на частную жизнь — ст. 32 и ряда других статей), нормы международного права и обязательства Украины перед ЕС, отмечает адвокат. А также создают риски давления на антикоррупционные органы и могут быть использованы как инструмент политического влияния. Кстати, по выводам Венецианской комиссии антикоррупционные органы должны быть независимыми как структурно, так и кадрово. Вмешательство других органов (в том числе силовых) — недопустимо.

«По сути, нужно исключить участие СБУ в отборе кадров и проверках НАБУ и создать независимую комиссию. Полиграф использовать только как вспомогательный инструмент, а не как основание для увольнения. Продумать механизм обжалования дисциплинарных и кадровых решений на основе «оценки добропорядочности». Закрепить судебный контроль за вмешательством в частную и служебную информацию», — считает адвокат.

Но, как подчеркивают юристы, уже ничего не переиграть. Законопроект подписан и вступает в силу. Разве что надеяться на правки к уже принятому закону.

Автор: Алла Дунина

Марина Максенко
Редактор

Сейчас читают