От кризисов к решениям: как украинский бизнес адаптируется к Telegram-вызовам и готово ли государство закрыть платформу
3 декабря 2024 18:10
ЭКСКЛЮЗИВ
В Киеве состоялась дискуссионная панель, организованная изданием Коммерсант украинский, на тему «TELEGRAM ВОЙНЫ в Украине: Как пережить кибербуллинг и сохранить компанию. Истории бизнеса и позиция государства». Мероприятие объединило представителей бизнеса, государства и медиа для обсуждения проблем и вызовов, связанных с использованием Telegram как инструмента гибридной войны и кибербуллинга. При обсуждении эксперты сосредоточились на:
роли Telegram-каналов в распространении информации в условиях войны;
угрозах анонимных информационных атак;
стратегиях защиты бизнеса и позиции государства по регулированию платформы.
Как сохранить репутацию, избежать манипуляций и адаптироваться к современным информационным вызовам — в материале «Коммерсант Украинский».
Во время первой Дискуссионной панели «Кибербуллинг — опыт бизнеса» Оксана Щербак, главный редактор Коммерсант украинский и модератор, подчеркнула, что Telegram стал ключевым инструментом информирования в условиях войны:
«В первые месяцы войны Telegram-каналы выполняли очень полезную функцию, успокаивая нас и предоставляя актуальную информацию, опережая телевидение и радио. Но сегодня мы видим, что этот инструмент активно используют в гибридной войне, в частности россия, а также во внутренних корпоративных войнах», — Оксана Щербак
По словам Щербак, отсутствие регулирования и ответственности в работе большинства Telegram-каналов вызывает многочисленные злоупотребления, что требует внимания как государства, так и бизнеса.
Журналистка «Детектор медиа» Юлия Лавришин констатировала, Телеграмм является самой удобной платформой для потребления новостей, но в то же время ее главная проблема — это анонимность. По словам Лавришин, ключевой угрозой является использование анонимных телеграм-каналов для информационных атак, которые могут быть использованы не только против бизнеса, но и для политической дезинформации, особенно накануне выборов.
«После войны есть риск, что российские спецслужбы начнут массово финансировать информационные атаки через Telegram-каналы, создавая угрозу демократическому процессу в Украине», — Юлия Лавришин
Александр Соколовский, основатель группы компаний «Текстиль-Контакт», в свою очередь, поделился опытом борьбы с кибербуллингом и «черным» пиаром.
«Telegram-каналы стали своеобразным медиа бизнесом, где зарабатывают на черном пиаре, заказных публикациях или блоках. Мы столкнулись со случаями, когда нас атаковали, чтобы выбить из тендеров или дискредитировать перед партнерами. Это не только проблемы бизнеса, но и манипуляции общественным мнением», — Александр Соколовский
Он также отметил, что иногда информационная атака является лишь первой волной перед действиями правоохранителей.
«Сначала идет информационная атака через Telegram, которая создает негативный образ, а потом уже появляются правоохранители или конкуренты, пытаясь нанести реальный ущерб бизнесу», — Александр Соколовский
Telegram стал ключевым источником информации для украинцев, но одновременно вызвал новые проблемы в сфере медиа и PR. Эксперты также обсудили влияние этой платформы на информационное поле и стратегии адаптации.
Юлия Чудновец, PR-директор Группы компаний ЭПИЦЕНТР отметила, что компании должны адаптироваться к быстрому распространению информации в телеграме, где новости распространяются почти мгновенно.
«Если раньше у брендов было хотя бы два часа на реакцию, то сейчас даже двух минут нет. Но телеграм-каналы изменили подход к информированию: это коротко, быстро и систематизировано», — отметила Юлия Чудновец
Чудновец также разделила телеграм-каналы на «белые» и «темные», подчеркивая необходимость сотрудничества с проверенными информационными ресурсами.
Позиция государства или почему Telegram-давление стало нормой
Во время второй дискуссионной панели «Позиция государства или почему Telegram-тиск стал нормой«заместитель министра культуры и информационной политики Украины (2020 — октябрь 2024 г.), основатель Центра демократии и верховенства права Тарас Шевченко отметил, что телеграм-каналы в Украине функционируют в нерегулируемой зоне, что создает значительные вызовы для государства.
«В Украине почти невозможно брать в пример опыт европейских стран, ведь потребление новостей именно из телеграм-каналов является уникальной ситуацией. У нас телеграмм — на первом месте по потреблению новостей, и эта сфера остается вне надлежащего регулирования», — отметил Тарас Шевченко.
Также Тарас Шевченко акцентировал на необходимости внедрения системы налогообложения для телеграм-каналов, которые зарабатывают на рекламе или иной коммерческой деятельности:
«Если телеграм-канал продает рекламу, зарабатывает средства и платит работникам, это должно быть прозрачным бизнесом, который платит налоги. Это базовое правило, которое государство должно отслеживать», — подчеркнул Тарас Шевченко.
Среди других важных аспектов обсуждения стал вопрос этики в телеграм-пространстве. По мнению Шевченко, эта сфера недостаточно интегрирована в общее медиасообщество, из-за чего отсутствуют этические стандарты, которые бы обеспечивали качество контента, резюмировал Шевченко.
Алена Матвеева, пресс-секретарь Бюро экономической безопасности (БЭБ), подчеркнула проблему манипуляций, которые часто осуществляются через телеграм-каналы. С одной стороны, пресс-секретарь констатировала, что информация, опубликованная в телеграм-каналах, после тщательной проверки, может быть основанием для открытия уголовных производств. С другой — важна своевременная коммуникация с общественностью, ведь распространение информации в телеграм-каналах часто опережает официальные заявления:
«Мы еще не завершили обыск, а телеграм уже распространяет информацию. В таких условиях правоохранительные органы вынуждены быстро реагировать и коммуницировать, чтобы избежать распространения ложных данных», — пояснила Алена Матвеева.
Партнер VB Partners, руководитель практики Sanctions и модератор панели Денис Шкваровский, поделился собственным опытом как адвоката.
«К сожалению, если вы не работаете над своей репутацией, это сделает кто-то другой — конкуренты, государство или рейдеры. Например, в этом году наша компания стала объектом информационной атаки. Мы понимаем, что репутационный риск может стать ключевым в защите как бизнеса, так и личных интересов клиентов. Поэтому призываю всех не медлить с развитием собственной репутационной стратегии, а также быть готовыми к информационным вызовам», — Денис Шкваровский
Народный депутат Украины, председатель Парламентской спецкомиссии по защите инвесторов Галина Янченко подняла вопрос: а надо ли закрывать Telegram, чтобы избежать угроз? Парламентарий отметила, что не понимает тех, кто поднимает вопрос санкций и закрытия платформы в целом. Янченко уверена, что любая технология или инструмент может использоваться как во благо, так и во вред, в зависимости от намерений пользователей.
«До появления телеграм-каналов были всякого рода «сливные бачки», типа того же «Антикора», просто раньше это был сайт, а теперь — телеграм-канал. Если платформу запретить, появится какая-то другая история», — Галина Янченко
Янченко резюмировала, борьба с самой платформой не решит проблему, зато репутация и бренд компании может быть ключом к этому.
«Мое предложение — уделять больше внимания информационной безопасности, репутации и прозрачности источников информации. Это включает развитие личного бренда, регулярное присутствие в соцсетях и активную коммуникацию», — Галина Янченко
Молчать нельзя говорить
Во время третьей дискуссионной панели: «Молчать нельзя говорить» состоялась оживленная дискуссия о стратегиях защиты бизнеса от Telegram-кризисов, и, в частности, кибербуллинга.
Елена Деревянко — со-founder и партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, д-р экон. наук, профессор отметила следующее:
Современный бизнес должен развивать стратегии репутационной защиты заранее, включая мониторинг, аналитику и кризисные планы.
Telegram — это лишь канал, а не абсолютный источник кризисов.
Ключевыми являются доверительные отношения со стейкхолдерами и избежание экономических потерь из-за репутационных рисков.
«Чтобы решать кризисы, не нужно концентрироваться именно на телеграмме. Репутационный риск становится опасным только при нарушении доверия и значимых экономических потерь», — Елена Деревянко
Директор по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации TERWIN и благотворительного фонда Руслана Шостака Елена Зубарева акцентировала внимание на путях решения кризисов и как на них реагировать.
Telegram — мощный инструмент для формирования кризисов, но их решение зависит от готовности компании реагировать.
Государство может вмешиваться, но главную роль играет команда и оперативность реакции бизнеса.
«Кризис может возникнуть на любом канале, но решающим является, как бизнес к этому готов», — Елена Зубарева
Соучредитель и креативный директор коммуникационного агентства Trembita PR Дарья Сухенко, в свою очередь, отметила важность реакции и источники кризисов.
Источники кризисов делятся на естественные (внутренние проблемы) и искусственные (инициированные оппонентами).
Telegram — лишь одна из площадок, которые используют для атак.
Важно понимать типы рисков, заранее выявлять слабые места и формировать стратегии коммуникации с клиентами.
«Недовольство клиентов в соцсетях может перерасти в лавину негатива, если вовремя не реагировать», — Дарья Сухенко
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались
Авиакомпания Air Baltic, которая до полномасштабного вторжения осуществляла рейсы из ключевых украинских аэропортов, выразила готовность вернуться к работе в Украине, как только воздушное пространство будет открыто. Как сообщает пресс-служба Министерства развития общин и территорий, вопрос восстановления авиасообщения стал темой встречи руководства Air Baltic с представителями министерства, информирует [komersant] Обсуждались