Какие последствия ждут украинцев, которые не оплатили штрафы ТЦК
10 марта 17:55
В прошлом году из выписанных ТЦК штрафов неоплаченными осталось 52%. Это стало причиной открытия около 10 тысяч производств. При этом за 2023 год было открыто чуть более 10 тысяч производств, и до сих пор 23% так и не оплатили выписанный им штраф. Активнее всего штрафы выписывают в таких регионах:
Днепропетровская область — 1053 производств;
Киев — 1003;
Полтавщина — 916.
Больше всего штрафников, которые не спешат платить, в возрасте 25-35 лет, сообщает Опендатабот. Но дальше ситуация может стать только хуже, о чем рассказывает адвокат Роман Симутин.
Штрафы ТЦК никуда не исчезнут
В середине прошлого года сообщалось, что около 6 млн граждан не обновили учетные данные и поэтому оставались для воинского учета фактически невидимками. Но благодаря разнообразным реестрам, цифровизации, проверке документов на улицах и в других общественных местах, количество неучтенных граждан уменьшилось. Их принудительно или заочно, благодаря данным из других реестров, поставили на воинский учет.
А еще ТЦК централизованно разослали почти миллион повесток только в 2024 году. И это означает, что миллионы граждан получили или еще получат штрафы от 17 000 до 25 500 грн за нарушение правил воинского учета по статье 210 КУоАП.
А есть и такие, которых ТЦК оштрафовал повторно, рассказывает адвокат Роман Симутин.
«Стоит также помнить, что по закону в случае неоплаты штрафа в течение двух недель, ТЦК обращается в исполнительную службу о его принудительном взыскании и уже в двойном размере. То есть человека оштрафовали на 25 500 грн, а взыскивают 51 000 грн и 5 000 грн исполнительного сбора. Так вот, миллионные штрафы никуда не денутся с наступлением первого дня мирной жизни. И 301-го также нет. Никто не отменит те десятки тысяч давно открытых исполнительных производств по штрафам в отношении нарушителей воинского учета. Все это придется штрафникам выплатить», — отмечает Роман Симутин.
А еще ТЦК имеет право обратиться в суд, чтобы временно ограничить право на управление транспортным средством, особенно это касается той категории, у которой повторных штрафов собралось много и есть данные, что они водители. И эти ограничения будут действовать до тех пор, пока не будут оплачены все задолженности по штрафам.
Как подчеркивает адвокат, с отменой военного положения не исчезнет административная ответственность за нарушение правил воинского учета, предусмотренная статьями 210 и 210-1 Кодекса об административных правонарушениях. Но она снизится. Размер штрафа по статье 210 КУоАП будет в пределах от 3400 до 8500 грн, а по ст. 210-1 КУоАП — от 5100 до 11900 грн. Но при этом в случае неоплаты штрафа будет открыто исполнительное производство, и взыскание двойной суммы штрафа останется.
Заблокируют сделки купли-продажи
А, как подчеркивает Роман Симутин, последствия исполнительных производств — это ограничения в продаже недвижимости и перерегистрации транспортных средств.
- Если при оформлении сделки купли-продажи недвижимости нотариус обнаружит, что на продавца или покупателя есть исполнительные производства, в частности за неоплату наложенного ТЦК административного штрафа, то он откажет в оформлении сделки купли-продажи недвижимости. Для того, чтобы заключить сделку, необходимо будет оплатить двойную сумму штрафа, а также исполнительный сбор, который составляет 10% от суммы, подлежащей принудительному взысканию — всего 56 тысяч грн, и после этого закрыть исполнительное производство.
- То же самое касается перерегистрации права собственности на транспортные средства. Если у гражданина есть исполнительное производство за неоплату штрафа за нарушение правил воинского учета, то он не сможет перерегистрировать транспортное средство ни онлайн через портал государственных услуг «Дія», ни в Сервисном центре МВД.
«Вы также можете подумать, что подождете несколько лет, пока не закроют исполнительное производство и все. Напрасно, потому что после закрытия исполнительного производства арест со счетов не снимают. Поэтому если вы придете оформить имущество или авто даже через 5 лет, придется идти в исполнительную службу, восстанавливать его, платить штраф и закрывать повторно», — объясняет адвокат.
А еще ТЦК имеет право обратиться в суд, чтобы временно ограничить право на управление транспортным средством, особенно это касается той категории, у которой повторных штрафов собралось много и есть данные, что они водители. И эти ограничения будут действовать до тех пор, пока не будут оплачены все задолженности по штрафам.
В долгах, как в шелках
Украинцы превратились в нацию должников. Мало того, что внуки и правнуки еще будут рассчитываться за международные кредиты, так еще внутри страны накапливаются долги, по штрафам, задолженности за ЖКХ, по обязательным платежам и так далее.
По данным Опендатабот, более 164 тысяч новых долгов накопили украинцы с декабря 2024 года по март 2025 — за время, когда не работал Единый реестр должников после взлома.
Более 9 млн долгов сейчас зафиксировано в реестрах. За это время на 14% увеличились долги в виде спецконфискаций — это взыскание имущества по решению суда в рамках уголовных дел. В таких делах компенсация стоимости имущества не предусмотрена.
В то же время на 7% увеличилось возмездное изъятие предметов, которые стали либо орудием правонарушения, либо объектом.
Также в топе с ростом на 9% взыскание имущества по исполнительному документу. В целом чаще всего украинцы попадают в Реестр за неоплаченные штрафы за нарушение ПДД — 1,9 млн.
Долги за административные правонарушения: более 1,8 млн. Замыкают тройку взыскания в пользу государственного бюджета — 1,6 млн.
Больше всего долгов зафиксировано в Днепропетровской области — 973 185 производств.
Следующий Киев с 633 286 долгами (7%) и Харьковская область — 620 211 (7%). Значительные долги также имеют украинцы в Одесской (525 210) и Донецкой областях (521 062). Почти 75% всех долгов приходится на мужчин.
Автор: Алла Дунина