С 1 марта стартует тестирование е-акциза: что это значит для бизнеса

20 февраля 04:46

С 1 марта 2025 года в Украине начнется тестовый режим функционирования Электронной системы прослеживаемости отдельных видов подакцизных товаров. Об этом сообщили в пресс-службе Государственной налоговой службы Украины, информирует «Коммерсант Украинский»

Тестировать систему оборота алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, будут до 31 декабря 2025 года. В это время продукция должна быть маркирована бумажными акцизными марками и дополнительно могут наноситься графические элементы электронных марок, но так, чтобы не перекрывать QR-код, штрих-код и другие реквизиты бумажной марки.

Это первый этап внедрения цифрового контроля за оборотом алкоголя, табака и жидкостей для электронных сигарет.

Полноценное введение в действие электронных марок акцизного налога запланировано на 1 января 2026 года в соответствии с Законом Украины № 3173-IX.

Что предусматривает тестовый режим электронных акцизных марок?

В течение тестового периода (с 1 марта до 31 декабря 2025 года) производители и импортеры алкоголя и табачных изделий смогут наносить графические элементы электронных марок на свою продукцию, одновременно соблюдая действующие требования по бумажным акцизным маркам.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Основные функции Электронной системы:

  • Генерация уникальных идентификаторов электронных марок.
  • Фиксация и контроль перемещения подакцизных товаров.
  • Активация, деактивация и погашение марок в цифровом формате.
  • Внесение изменений в электронный учет продукции.

Какие товары подпадают под электронную маркировку?

С 2026 года контроль в рамках новой системы будет распространяться на:

  • Алкогольные напитки (водка, коньяк, вино, ликеры и т.д.).
  • Табачные изделия (сигареты, сигары, табак).
  • Жидкости для электронных сигарет.

Как изменятся правила маркировки продукции?

До 1 января 2026 года обязательным остается использование бумажных акцизных марок в соответствии с Постановлением КМУ № 1251. Новый формат маркировки позволит бизнесу адаптироваться к будущим изменениям без рисков штрафов или остановки деятельности.

Законодательство не обязывает использовать П- или Г-образную маркировку электронными акцизными марками, которая предусматривает повреждение при открывании продукции. Производители могут выбирать другие методы нанесения цифровых марок.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Какие действующие правила до 2026 года

До внедрения электронных марок акцизного налога предприятия должны маркировать продукцию бумажными марками в соответствии с Постановлением КМУ № 1251. При этом маркировка алкогольных напитков осуществляется следующим образом:

  • Для бутылок — марка наклеивается П- или Г-образным способом через горловину.
  • Для упаковок (типа «Tetra Pak») — по оси верхней плоскости.

Каждая марка содержит двухмерный штрих-код быстрого реагирования и линейный штрих-код (содержит информацию о серии и номер марки), а также определенные реквизиты:

  • обозначение вида марки, состоящий из слов и букв «алкоголь отечественный (ликеро-водочная продукция)» — «АВ ЛВП», «алкоголь отечественный (винодельческая продукция)» — «АВ ВП», «алкоголь импортный (ликеро-водочная продукция)» — «АИ ЛВП», «алкоголь импортный (винодельческая продукция)» — «АИ ВП»;
  • индекс региона Украины, соответствующий местонахождению производителя;
  • серия из четырех букв и шестизначный номер марки;
  • месяц и год, в котором произведены марки;
  • сумма акцизного налога, уплаченного за единицу продукции;
  • реквизиты покупателя марки (код ЕГРПОУ).

Преимущества внедрения электронных акцизных марок

  • Прозрачность оборота подакцизных товаров — новая система позволит эффективнее отслеживать продажу продукции и уменьшить уровень фальсификата на рынке.
  • Уменьшение бюрократии — сокращение бумажной работы для бизнеса.
  • Защита прав потребителей — покупатели смогут проверять подлинность продукции с помощью QR-кодов.
  • Контроль поступлений в бюджет — государство получит более эффективный механизм сбора акцизного налога.

Чего ожидать бизнесу в 2025 году?

Компании, работающие в сфере производства и импорта подакцизных товаров, имеют возможность протестировать новую систему без обязательных изменений в бизнес-процессах. Переходный период позволит избежать рисков, связанных с резкими изменениями законодательства и техническими сложностями.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают