Законная халява: кому достанется государственное имущество бесплатно и без конкурса

8 октября 11:58
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

С 28 августа 2025 года вступает в силу «узуфрукт» коммунального или государственного имущества. Это новое вещное право, которое позволяет бесплатно владеть и пользоваться коммунальным или государственным имуществом пять лет или бессрочно, а если точнее — получать прибыль с этого имущества и распоряжаться им по собственному усмотрению. Что такое узуфрукт, каковы его преимущества и риски — разбирался «Коммерсант Украинский».

С 28 августа 2025 года вступает в силу Закон № 4196-IX, который вводит новый вид вещного права — узуфрукт. Это право пользоваться чужим имуществом бесплатно и получать с него плоды или доход, не изменяя само имущество.

Узуфрукт можно устанавливать на коммунальное или государственное имущество (кроме земельных участков) — как движимое, так и недвижимое.

Кто может получить узуфрукт?

— Органы местного самоуправления

— Коммунальные и государственные учреждения

— Некоммерческие организации, созданные территориальной общиной или государством

Важно: эти организации не имеют цели получения прибыли.

Срок действия

— На 5 лет или бессрочно

Узуфруктарий (тот, кто пользуется имуществом) имеет право:

— владеть и пользоваться имуществом

— получать с него доход, продукцию или другие выгоды

Но наряду с правом пользования есть и ограничения. Узуфруктарий не имеет права:

  • отчуждать имущество, переданное ему в узуфрукт,
  • передавать его в доверительную собственность или управление,
  • вносить его в уставный капитал юридических лиц,
  • использовать для совместной деятельности,
  • а также совершать другие действия, которые могут привести к его отчуждению или изменению целевого назначения.

Исключение — передача имущества в аренду в случаях и порядке, установленных законом.

«Таким образом, в ближайшее время традиционные формы вещных прав, такие как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, будут постепенно заменены на узуфрукт государственного и коммунального имущества», — подчеркивают в Министерстве юстиции.

Узуфрукт без четких правил

Как отмечают юристы, можно сказать, что закон в значительной степени создавался с учетом введения узуфрукта как альтернативной правовой формы управления имуществом. Этот правовой инструмент широко используется в континентальной правовой системе (например, во Франции, Германии, Польше), а также в римском праве, откуда он происходит.

«Привожу пример, как должен работать узуфрукт. Собственник (государство или община) владеет зданием. Но предоставляет университету, коммунальному учреждению или НКО право узуфрукта на 25 лет. Университет может: пользоваться зданием, сдавать часть помещений в аренду, получать прибыль, но не может его продать, заложить, снести или приватизировать это здание», — рассказал «Коммерсант Украинский» юрист Сергей Виктюк.

Цель внедрения узуфрукта — четкое разграничение прав собственности и управления, повышение ответственности пользователей имуществом, гибкость и защита публичной собственности, а также унификация с европейским правом — фактор, важный для евроинтеграции.

«Но важно также осознавать, что это легализация фактически существующих схем — многие коммунальные учреждения уже управляют имуществом «как по узуфрукту», но без законодательной основы. Есть и другие минусы. Сейчас отсутствует четкий механизм внедрения узуфрукта в гражданское право Украины. Нужно много подзаконных актов. У судей и юристов может не быть практики применения узуфрукта, что повлечет юридическую путаницу. Существует риск создания «получастной» схемы контроля над имуществом без его формального отчуждения. Кто будет восстанавливать имущество, если оно будет разрушено — собственник или узуфруктарий? Закон должен это четко определить. И как быть с конфликтом интересов — скажем, община предоставила здание школе, а потом решила передать его инвестору — как прекратить узуфрукт?», — отмечает Сергей Виктюк.

Коррупция и узуфрукт

В целом узуфрукт на украинском можно рассматривать как замену устаревшего права хозяйственного ведения и право оперативного управления, с целью урегулировать управление государственным и коммунальным имуществом.

Но в украинских реалиях, где коррупция продолжает господствовать, любой инструмент, который касается распоряжения государственным имуществом, вызывает беспокойство, считают экономические эксперты.

Экономика страны продолжает страдать от войны и коррупционных схем. И в такой среде внедряется узуфрукт, что может не принести ничего хорошего, ведь закон имеет ряд «слепых зон», которые могут стать лазейками для коррупционных схем.

«Представьте, что санаторий, который ранее принадлежал государству, передают новой некоммерческой организации. Формально — все по закону. Но эту организацию возглавляет родственник чиновника, на балансе которого ранее был санаторий. То есть фактически государственное имущество оказывается под контролем частного лица. Или другой пример — здание, переданное в узуфрукт, можно сдать в субаренду, потом снова сдать. В конце концов, торговый центр работает, а все доходы оседают в карманах «своих» людей. Есть и другая схема: предприятие, переданное в узуфрукт, сознательно доводят до банкротства — не вкладывать средства, вывозить оборудование, накапливать долги. Затем долги просто списывают, а имущество продают за бесценок, как металлолом», — описывает ряд махинаций для «Коммерсант Украинский» специалист по инвестициям Валерия Черкас.

Также возможны манипуляции с целевым назначением. Например, был детский лагерь отдыха, но потом целевое назначение меняют — и на его месте строят частные дома. То есть под видом закона можно перераспределить государственное имущество в пользу «своих» людей, при том, что формально — все будет выглядеть законно.

Нет контроля — будет злоупотребление

Проблема в том, что сейчас нечетко прописаны правила контроля, как именно проверять, используется ли имущество по его целевому назначению.

Если этого не исправить, узуфрукт может стать инструментом для хищения государственного имущества, считают эксперты.

Что нужно сделать, чтобы этого не произошло:

  • Прозрачность: все должно быть понятно — что передается, кому и зачем.
  • Контроль: должен быть независимый орган с реальными полномочиями проверять использование имущества.
  • Ответственность: если имущество портится, используется не по назначению или доводится до банкротства — должна быть строгая ответственность, включая уголовную.

Также нужны ограничения:

  • не передавать узуфрукт только созданным организациям;
  • не передавать организациям с непрозрачной собственностью.

Потому что опыт показывает: даже если у государства 50 % в такой компании — это не гарантия защиты от коррупции, если контроль существует только на бумаге.

В странах с низким уровнем коррупции узуфрукт — современный и эффективный инструмент управления государственным имуществом. Но у нас, без надежных предохранителей, он рискует стать средством для новых схем и злоупотреблений.

Автор: Алла Дунина

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают