60% военнослужащих докупают снаряжение за свой счет, более половины — недовольны питанием: аудит выявил проблемы тылового обеспечения ВСУ
28 ноября 13:28
Счетная палата провела аудит соответствия осуществления оборонных закупок по тыловому направлению обеспечения Вооруженных Сил Украины в 2024 году.
Об этом пишет «Коммерсант Украинский» со ссылкой на пресс-службу Счетной палаты.
Аудит охватил деятельность Министерства обороны Украины и Государственного предприятия «Государственный оператор тыла» (ГП «ДОТ») и имел целью определить, насколько процессы проведенных ГП «ДОТ» закупок соответствуют требованиям нормативно-правовых актов.
В целом по результатам аудита отмечается, что введенная в 2024 году обновленная модель тыловых закупок: когда Минобороны формирует политику и контролирует качество, а ГП «ДОТ» непосредственно проводит необходимые закупки — имеет потенциал к развитию, однако из-за системных недостатков ожидаемого результата не обеспечила. Разграничение функций между Минобороны и предприятием по формированию и выполнению политики закупок остается неполным.
Минобороны не обеспечило оптимальное распределение закупочных функций между своими подразделениями и службой государственного заказчика. Из-за несистемных кадровых решений расходы на содержание подразделений Минобороны, привлеченных к процессам тылового обеспечения, выросли на 35 млн грн. Вместе с расходами на содержание ГП «ДОТ» (250 млн грн) это привело к общему увеличению административно-управленческих расходов в сфере тыловых закупок на 285 млн грн, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2023 годом.
Проблема с выделением средств и их залышки
На продовольственное и вещевое обеспечение ВСУ в 2024 году в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2024 год» было предусмотрено лишь 44,5% от необходимой суммы, а на горюче-смазочные материалы — 73%. Как следствие, Вооруженные Силы функционировали за счет частичного «проедания» запасов. При этом 400 млн грн бюджетных назначений Минобороны остались неиспользованными.
Более 11 млрд грн были направлены ГП «ДОТ», в дебиторскую задолженность. Введенный предприятием механизм предварительной оплаты в форме аккредитива гарантировал как оплату, так и поставку продукции согласно условиям контрактов, однако надлежащего уровня их выполнения не обеспечил. В частности, в определенные сроки не была поставлена продукция на 10 млрд грн, 800 млн грн было возвращено в бюджет, а более 31 млн грн — стало просроченной дебиторской задолженностью.
Недостатки проведения закупок
Аудиторы выяснили, что хотя ГП «ДОТ» и осуществило 95% процедур закупок через электронную систему, обеспечив условия конкурентной среды, однако из-за допущенных нарушений и ошибок в тендерной документации 100 лотов (7.2% объявленных) были обжалованы и отменены, 216 (15,5%) — признаны неуспешными из-за отсутствия предложений.
Прозрачность закупок отбор надежных поставщиков не гарантировала. Обязательства выполнялись с отклонениями по качеству, объемам и срокам в сторону ухудшения для государства: из 718 контрактов, заключенных ГП «ДОТ», по 429 (60%) отсрочены или уменьшены объемы поставок, а 40 — расторгнуты.
Поставщики, которым переносились сроки поставок, избегали ответственности и уплаты санкций за несвоевременное и ненадлежащее выполнение обязательств. Наряду с этим из-за нерезультативной претензионно-исковой работы и ненадлежащего применения банковских гарантий бюджет недополучил около 2 млрд грн начисленных штрафных санкций.
Порядок подтверждения «насущной необходимости» закупки не нормирован. Применение закупок без электронной системы при определении такой необходимости приводило к закупкам в 21 случае по увеличенной на 395 млн грн и в 11 случаях по уменьшенной на 112 млн грн стоимости по сравнению с электронной системой закупок.
Установлены также факты неправомерного увеличения стоимости закупок (почти на 98 млн грн), а Перечень и объемы закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения в течение года менялся 48 раз, и в конце концов не был выполнен в полной мере. Это свидетельствуют об отсутствии стабильного планирования, ненадлежащем определении потребностей и слабом управленческом контроле. В среднем выполнение Перечня и объемов закупок составило 81% — по продуктам питания, 89% — по горюче-смазочным материалам и 69% — по 21 номенклатурной позиции вещевого имущества.
Система контроля качества материальных средств тылового назначения не обеспечивала надлежащего управления рисками: порядок гарантирования качества и процедуры оценки рисков не определены, план работ по государственному гарантированию качества не утвержден. Технические спецификации оставались несовершенными, а план их обновления — невыполненным.
Цифровизация тылового обеспечения
Цифровизация процессов тылового обеспечения продвигается неравномерно: автоматизированы стратегический и оперативный уровни — где планируются потребности, формируются бюджеты и проводятся закупочные процедуры. Однако тактический уровень, то есть фактический учет обеспечения в воинских частях и на складах, остался вне процесса цифровизации из-за отсутствия утвержденных технических заданий и несвоевременных управленческих решений. Вместе с тем именно этот уровень является критически важным, поскольку без цифрового учета фактических потребностей, движения имущества, получения и использования ресурсов невозможно обеспечить полный контроль цепи поставок и прозрачность и достоверность данных для планирования закупок.
Опрос 25 тысяч военнослужащих, который Счетная палата провела совместно с Министерством обороны, подтвердил, что качество тылового обеспечения остается чувствительным вопросом для армии. Чаще всего военные сообщали о проблемах с изношенностью и качеством снаряжения, однообразием питания и перебоями с поставками горючего. Только четверть опрошенных довольны снаряжением, полученным от государства; 60% отметили, что вынуждены покупать вещевое имущество за свой счет; более половины выразили недовольство качеством питания; а 26% сообщили о недостатке горючего в подразделениях.
По результатам аудита Счетная палата предоставила рекомендации Правительству, Минобороны и ГП «ДОТ».
Как отметил член Счетной палаты Геннадий Плис, новая модель тыловых закупок имеет потенциал, но еще не стала той «системой без сбоев», в которой нуждается армия. Вместе с тем устранение выявленных проблем будет способствовать повышению эффективности тылового снабжения армии, уменьшению рисков коррупции в этих процессах, укреплению доверия военнослужащих к государству и авторитета ВСУ.
Отчет и решение Счетной палаты будут направлены Верховной Раде Украины, Комитету Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки и объектам контроля, решение — Кабинету Министров Украины, а информацию о результатах аудита — Президенту Украины и в Офис Генерального прокурора Украины.