95 миллионов за перегруз: как система WIM меняет контроль на украинских дорогах
14 октября 16:34
За девять месяцев 2025 года благодаря системе автоматической фиксации WIM (Weigh-in-Motion) в государственный бюджет поступило более 95 миллионов гривен штрафов за превышение весовых норм на дорогах.
Об этом сообщило Агентство восстановления, которое отвечает за внедрение системы вместе с Укртрансбезопасностью, передает «Коммерсант Украинский».
«За этот период работниками Укртрансбезопасности составлено 4 345 постановлений. Больше всего нарушений — в Киевской, Днепропетровской и Николаевской областях», — говорится в сообщении.
Всего за четыре года работы системы автофиксации в бюджет уже поступило более 591 миллиона гривен.
Как работает система WIM
Система Weigh-in-Motion — это комплекс датчиков, камер и программного обеспечения, фиксирующий нарушения без участия человека.
Датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, взвешивают автомобиль в движении, акамеры фиксируют габариты, скорость и номерные знаки. Соответствующие данные передаются в Центр обработки информации Укртрансбезопасности, где автоматически формируется постановление о штрафе.
Такой контроль позволяет круглосуточно отслеживать превышение допустимого веса грузовиков — без коррупционного влияния или человеческого фактора.
«Благодаря системе мониторинга нагрузки на ось и общей массы транспортных средств удается предотвращать разрушение дорог и мостов», — отметили в Агентстве восстановления.
Почему это важно
Перегруженные грузовики — одна из главных причин разрушения украинских дорог, особенно после военных нагрузок и активного использования дорог военной и гуманитарной техникой.
Восстановление одного километра поврежденного покрытия может стоить от 10 до 20 миллионов гривен.
По оценкам агентства, WIM помогает сохранить сотни километров автодорог и уменьшить потребность в ремонтах.
Напомним, что система WIM начала работать в Украине в 2021 году как часть государственной стратегии сохранения дорожной инфраструктуры.
- Первые комплексы были установлены на ключевых международных трассах — М-06 «Киев-Чоп», М-03 «Киев-Харьков-Довжанский» и М-05 «Киев-Одесса».
- В начале 2024 года сеть WIM уже насчитывала более 60 активных пунктов контроля.
- В планах — расширить ее до 100 локаций на магистралях, где наблюдается наибольшая интенсивность движения грузовиков.
Параллельно правительство работает над усилением ответственности перевозчиков, в частности — за уклонение от уплаты штрафов или попытки вмешательства в работу датчиков.
Война, восстановление и контроль
После начала полномасштабной войны логистические нагрузки на дороги существенно возросли:
- гуманитарные грузы,
- эвакуационные колонны,
- военная техника.
Поэтому правительство усилило контроль за перегрузкой, чтобы не допустить быстрого износа покрытия, которое массово ремонтируют в рамках программы восстановления транспортных коридоров.
«Это не только дополнительные средства, но и инвестиция в долговечность дорог», — подчеркнули в агентстве.
В 2026 году планируется увеличить количество WIM-пунктов минимум до 120, интегрировать систему с камерной автофиксацией скорости МВД, создать единую платформу аналитики транспортных потоков, что позволит отслеживать состояние дорог в реальном времени.
Кроме того, агентство восстановления сейчас определяет критические участки, где нужно установить антидронные сетки — прежде всего над мостами и объектами инфраструктуры, которые контролируются системой WIM.