95 миллионов за перегруз: как система WIM меняет контроль на украинских дорогах

14 октября 16:34

За девять месяцев 2025 года благодаря системе автоматической фиксации WIM (Weigh-in-Motion) в государственный бюджет поступило более 95 миллионов гривен штрафов за превышение весовых норм на дорогах.

Об этом сообщило Агентство восстановления, которое отвечает за внедрение системы вместе с Укртрансбезопасностью, передает «Коммерсант Украинский».

«За этот период работниками Укртрансбезопасности составлено 4 345 постановлений. Больше всего нарушений — в Киевской, Днепропетровской и Николаевской областях», — говорится в сообщении.

Всего за четыре года работы системы автофиксации в бюджет уже поступило более 591 миллиона гривен.

Как работает система WIM

Система Weigh-in-Motion — это комплекс датчиков, камер и программного обеспечения, фиксирующий нарушения без участия человека.

Датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, взвешивают автомобиль в движении, акамеры фиксируют габариты, скорость и номерные знаки. Соответствующие данные передаются в Центр обработки информации Укртрансбезопасности, где автоматически формируется постановление о штрафе.

Такой контроль позволяет круглосуточно отслеживать превышение допустимого веса грузовиков — без коррупционного влияния или человеческого фактора.

«Благодаря системе мониторинга нагрузки на ось и общей массы транспортных средств удается предотвращать разрушение дорог и мостов», — отметили в Агентстве восстановления.

Почему это важно

Перегруженные грузовики — одна из главных причин разрушения украинских дорог, особенно после военных нагрузок и активного использования дорог военной и гуманитарной техникой.

Восстановление одного километра поврежденного покрытия может стоить от 10 до 20 миллионов гривен.
По оценкам агентства, WIM помогает сохранить сотни километров автодорог и уменьшить потребность в ремонтах.

Напомним, что система WIM начала работать в Украине в 2021 году как часть государственной стратегии сохранения дорожной инфраструктуры.

  • Первые комплексы были установлены на ключевых международных трассах — М-06 «Киев-Чоп», М-03 «Киев-Харьков-Довжанский» и М-05 «Киев-Одесса».
  • В начале 2024 года сеть WIM уже насчитывала более 60 активных пунктов контроля.
  • В планах — расширить ее до 100 локаций на магистралях, где наблюдается наибольшая интенсивность движения грузовиков.

Параллельно правительство работает над усилением ответственности перевозчиков, в частности — за уклонение от уплаты штрафов или попытки вмешательства в работу датчиков.

Война, восстановление и контроль

После начала полномасштабной войны логистические нагрузки на дороги существенно возросли:

  • гуманитарные грузы,
  • эвакуационные колонны,
  • военная техника.

Поэтому правительство усилило контроль за перегрузкой, чтобы не допустить быстрого износа покрытия, которое массово ремонтируют в рамках программы восстановления транспортных коридоров.

«Это не только дополнительные средства, но и инвестиция в долговечность дорог», — подчеркнули в агентстве.

В 2026 году планируется увеличить количество WIM-пунктов минимум до 120, интегрировать систему с камерной автофиксацией скорости МВД, создать единую платформу аналитики транспортных потоков, что позволит отслеживать состояние дорог в реальном времени.

Кроме того, агентство восстановления сейчас определяет критические участки, где нужно установить антидронные сетки — прежде всего над мостами и объектами инфраструктуры, которые контролируются системой WIM.

Марина Максенко
Редактор

Сейчас читают