Аграриям с прифронтовых территорий обещают помочь с железнодорожными тарифами на перевозку
2 апреля 15:35
В Министерстве аграрной политики ищут механизмы, которые могли бы компенсировать отмену 30% скидки на перевозку продукции по железной дороге для аграриев с прифронтовых территорий. Об этом в Министерстве сообщили по итогам заседания Координационного совета по вопросам логистики в сельском хозяйстве, информирует «Коммерсант Украинский».
Как известно, 20 марта 2025 года «Укрзализныця» прекратила предоставление упомянутой скидки, ссылаясь на приказ Министерства развития общин и территорий № 376 от 28.02.2025 года, которым утвержден обновленный перечень территорий боевых действий.
Министр аграрной политики Виталий Коваль высказался за поиск совместного решения проблемы и сообщил, что рассматриваются различные механизмы.
«Например, речь идет о поиске ресурса для покрытия расходов. Также обсудили тарификацию перевозок продукции из портов. Как варианты, рассматриваем индексацию тарифов, создание единого тарифа или разбиение суммы на два платежа: за износ инфраструктуры и отдельно за километраж. Договорились создать рабочую группу из представителей соответствующих ведомств, чтобы разработать дорожную карту, как для аграриев прифронтовых территорий, так и для всех других регионов», — отметил Министр.
Всеукраинский аграрный совет требует восстановить скидку на железнодорожные перевозки
Во Всеукраинском аграрном совете отмену Укрзализныцей 30% скидки на перевозку агропродукции с прифронтовых территорий в украинские порты называют просто неправомерной и приводят соответствующие аргументы.
Представители аграриев обращают внимание на то, что Укрзализныця, прекращая предоставление скидки, ссылалась на новый приказ Министерства развития общин и территорий от 28 февраля этого года, которым утвержден обновленный перечень территорий боевых действий. При этом в Укрзализныце почему-то считают, что из-за отмены предыдущего приказа Министерства, утратили силу и основания для предоставления льготного тарифа.
Однако, как считают во Всеукраинском аграрном совете, такая позиция Укрзализныци является юридически необоснованной, поскольку, например, Постановление Кабинета Министров Украины от 9 февраля 2024 №129 и распоряжение от 30 апреля 2024 № 380-р, предусматривающие компенсацию потерь предприятия из-за предоставления такой скидки, остаются в силе.
«Эта 30% скидка позволяла аграриям, которые работают в сложных условиях, уменьшить расходы на логистику и обеспечить стабильные поставки зерна для экспорта. Повышение же расходов на логистику может просто сделать их бизнес нерентабельным. Поэтому мы призвали правительство и Укрзализныцю восстановить скидку для аграриев», — отметил заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук,
В Укрзализныце тоже вынуждены считать деньги
Укрзализныця в прошлом году продемонстрировала рекордные за три года полномасштабного вторжения объемы транспортировки грузов. Впрочем, темпы роста перевозок начали замедляться уже во втором полугодии. В январе 2025 года тенденция продолжилась. На этот год в компании ожидают сокращения грузооборота примерно на 6%.
Грузовые перевозки — основной источник финансовой стабильности предприятия. Благодаря доходам от этой деятельности покрываются расходы хозяйства, а также часть себестоимости пассажирских перевозок.
По итогам 2024 года без поддержки правительства чистый убыток «Укрзализныци» прогнозируется на уровне 1,5-2,5 млрд грн, говорится в презентации компании для кредиторов на сайте Ирландской фондовой биржи.
Среди ключевой причин — резкое падение перевозок ключевых грузов: зерно (минус 24%), железная руда (минус 12%), уголь (минус 17%) во второй половине 2024 года по сравнению с количеством перевозок в первом полугодии.
Зато расходы Укрзализныци выросли из-за повышения стоимости электроэнергии на 166%, дизеля — на 110%, запчастей — до 217%.