Албания стала новым хабом контрабанды российской нефти: как Кремль обходит санкции
15 октября 14:23
Нефтепродукты, происходящие из России и Ливии и находящиеся под санкциями, массово попадают в Европу через албанские порты — под видом цемента или скрытые в переработанных корпусах рыболовецких судов. Об этом говорится в расследовании Балканской сети журналистских расследований BIRN, сообщает «Коммерсант Украинский»
Европейский Союз с декабря 2022 года полностью запретил морской импорт российской нефти, а с февраля 2023-го — и нефтепродуктов. В ответ Кремль начал применять обходные схемы.
В частности, топливо поставляется в Турцию, которая затем реэкспортирует его в страны ЕС как «собственную» продукцию. При этом используются порты без мощностей для переработки, что позволяет скрыть истинное происхождение нефтепродуктов. Часть этих грузов попадала на нефтеперерабатывающие заводы в Греции, которые обеспечивали топливом американские военные корабли и самолеты на европейских базах.
Албания, где расположен Porto Romano, имеет сухопутную границу с Грецией и находится недалеко от побережий Хорватии и Италии, что делает ее удобной точкой для транспортировки контрабандных грузов.
600 тысяч литров «цемента»
В январе этого года два судна — Besart и Aya Zanoubya — зашли в порт Porto Romano возле города Дуррес на побережье Адриатического моря.
Официально они перевозили цемент, но албанские следователи, получив оперативную информацию, обнаружили внутри Aya Zanoubya 600 тысяч литров незадекларированного дизельного топлива.
Это уже был не первый рейс: за три недели до этого то же судно заходило в порт с фальшивыми документами и тем же «цементом».
Порт, принимающий санкционные грузы
Как выяснил Балканский центр расследовательской журналистики (BIRN), частный порт Porto Romano систематически принимает поставки нефтепродуктов из стран, находящихся под санкциями ООН, ЕС или США — прежде всего из России и Ливии.
Директор итальянского проекта IRPI Лоренцо Баньоли отмечает, что примерно треть всего контрабандного топлива в регионе имеет российское происхождение.
Офицер полиции порта Дуррес рассказал журналистам, что контрабандисты в основном используют фальшивые декларации грузов, а для поставок выбирают порты с ослабленными проверками. По его словам, маловероятно, что такая деятельность происходит без участия или хотя бы молчаливого согласия коррумпированных чиновников.
Старые суда, новые схемы
Besart и Aya Zanoubya — устаревшие суда 1980-х годов, зарегистрированные в Танзании, известной «открытым» реестром для иностранных владельцев.
Оба корабля были зафрахтованы компанией Batimarine Owner Ship, которая базируется в Дурресе.
После предупреждения из Черногории о подозрительно больших закупках топлива албанскими судами, прокуратура выяснила еще одну схему: рыбацкие лодки выходили из Дурреса под предлогом «вылова рыбы», а взамен получали дешевое топливо без налогов в черногорском порту Бар.
В результате за 2013-2016 годы в Албанию было незаконно ввезено 1,7 миллиона литров дизеля, что нанесло государству ущерб более чем на 1,7 млн евро.
Связь с Ливией и взятки
Ключевая фигура расследования — администратор компании Eduart Skora, который приказывал экипажу заполнять балластные баки топливом под видом технических нужд.
При попытке пересечения границы с Косово его задержали, но он отрицает вину.
Следователи также установили, что часть участников схемы связана с ливийскими компаниями, а некоторые подозреваемые, в частности Юхин Кока и Сержио Сула, сбежали от ареста.
Судно из Бенгази
В сентябре 2022 года албанские правоохранители задержали судно Queen Majeda, прибывшее из ливийского Бенгази.
На борту обнаружили 2,6 миллиона литров запрещенного к обороту топлива Marine Gasoil 1000 PPM.
Официальным получателем в документах значилась компания Kastrati Sh.a — крупнейший импортер топлива в Албании и владелец порта Porto Romano.
Предприятие отрицает любую причастность к контрабанде.
Расцвет контрабанды в разделенной Ливии
По данным ООН, между мартом 2022 и октябрем 2024 года из порта Бенгази вышло не менее 185 подозрительных рейсов с нефтепродуктами.
Недостаток собственных перерабатывающих мощностей делает Ливию идеальной площадкой для схем с привлечением российских партнеров генерала Халифы Хафтара.
Прибыли от контрабанды горючего идут на финансирование вооруженных группировок.
Рыбацкие лодки с топливом
Итальянская финансовая гвардия неоднократно фиксировала случаи, когда албанские рыбацкие лодки в нейтральных водах получали топливо с ливийских танкеров.
Суда Leon, Geni и Anyway были переоборудованы для перевозки от 30 до 70 тысяч литров дизеля, который формально покупали «в обмен на рыбу».
С 2022 года албанские правоохранители изъяли более 750 тысяч литров контрабандного топлива.
Российско-ливийская теневая коалиция
Албания, которая граничит с Грецией и расположена вблизи Италии и Хорватии, становится ключевой точкой перевалки контрабандных нефтепродуктов из России и Ливии.
Такие операции не только подрывают санкционный режим Запада, но и приносят Кремлю дополнительные доходы, которые напрямую финансируют войну против Украины.
По словам экспертов, борьба с контрабандой затруднена из-за коррупции, слабого контроля портов и привлечения международных компаний, формально действующих в рамках закона.