Образование или изгнание: почему все больше абитуриентов не сдают НМТ

Четвертый год подряд Украина проводит национальный мультипредметный тест (НМТ) вместо традиционного ВНО. Он вводился как решение из-за ситуации с безопасностью и был призван не лишать молодежь на образование в Украине во время полномасштабной войны. И это решение было удачным. Оно действительно позволило тысячам украинских абитуриентов поступить, учиться, получать специальность.
Но на третьем году войны, о цели, ради которой разрабатывали НМТ, его нынешние организаторы, кажется, совсем забыли. И вместо того, чтобы способствовать доступу к образованию украинских детей в Украине, авторы УМТ превратили его в барьер и испытание. Вместо адекватного инструмента проверки знаний, УМТ стал источником скандалов, недоразумений, и даже (не боюсь это озвучивать прямо) — причиной решений молодежи уезжать из Украины.
И чтобы не быть голословной, далее будет несколько показательных цифр.
Так, в 2022 году МОН впервые принял решение о проведении НМТ. Абитуриент мог получить рейтинговые баллы, начиная с одного правильного задания в каждом блоке (украинский, математика, история). Это позволило:
- обеспечить доступность поступления даже для тех абитуриентов, которые из-за войны не могли полноценно подготовиться;
- уменьшить психологический барьер для участников, ведь баллы начислялись уже за минимально правильный результат в каждом из трех блоков;
- расширить возможности для поступления большему количеству выпускников, включая тех, кто оказался на временно оккупированных территориях или были вынуждены выехать за границу.
Таким образом в МОН тогда продемонстрировали: «каждый выпускник важен», и несмотря на начало войны имеет гарантированное Конституцией Украины право на образование дома.
В 2022 году НМТ сдали 99 % участников! В сверхтяжелый для страны период.
Что было дальше?
В 2023 году для каждого учебного предмета, входящего в УМТ, установили пороговый балл в 10% правильных ответов. В итоге, 2023 год — в разгар войны — стал «антирекордным» по проценту не сдавших экзамен среди выпускников.
По математике на 140 баллов мультипредметный тест не смогли тогда сдать 63% поступающих (более 10 тыс.), по украинскому языку — 30%.
Шокирующие цифры.
Но, несмотря на такие вопиющие показатели, вместо того чтобы искать пути адаптации условий поступления к войне и к сохранению молодежи в стране, в 2024 году МОН снова повышает пороговый балл — до 15% правильных ответов.
Дивіться нас у YouTube: важливі теми — без цензури
И теперь 2025 год.
По итогам НМТ-2025 мы получили резкий рост количества тех, кто не преодолел порог.
В целом тест не сдали 14,1% участников. Математику не сдали 11,4 % абитуриентов (14 686 человек), что даже больше, чем в 2023-м. Физику не преодолели около 10 % участников, а химию — 5,5 %.
Зато гуманитарные предметы демонстрируют хорошие показатели. Украинский язык не сдали лишь 0,3 % абитуриентов, историю Украины — 0,15 %, географию — 0,07 %, биологию — 0,06 %, а английский язык — 2,8 %.
Таким образом, списывать все это на плохую подготовку молодежи не логично. Не может быть так, что по одним предметам в условиях войны учителя учат хорошо, а по другим плохо. И, да — в стрессе, под обстрелами и звуками сирен каждую ночь.
Именно поэтому в украинские ЗВО в этом году тысячи абитуриентов «не пустил» именно НМТ, его авторы, его организаторы, которые будто специально подыгрывают войне и добавляют вызовов и так максимально героическим нашим школьникам.
После этого мы удивляемся, что молодежь активно едет за границу. Списываем все исключительно на войну, не признавая провалов работы профильных образовательных чиновников, которые вместо формирования у юных украинцев мотивации оставаться дома, кажется, поступают кардинально наоборот.
Вполне закономерно, что с таким отношением украинская молодежь будет продолжать выбирать западные ЗВО. И значительная часть, поверьте, делает это против собственной воли. И именно из-за таких не адаптированных к условиям войны правил поступления, замалчивания собственных ошибок со стороны МОН и постоянных попыток переложить ответственность за все на головы то якобы плохим учителям, то якобы не способным школьникам, мы как государство теряем самое ценное, что имеем.
Человеческий капитал!
Читайте нас у Telegram: головні новини коротко