«Дыра» в 24 млрд: Кабмин должен требовать отчета и переоценки менеджмента «Укрзализныци»

30 октября 11:50
МНЕНИЕ

Президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков в комментарии «Коммерсант Украинский» заявил, что «Укрзалізниця» оказалась в критическом состоянии из-за неэффективного управления, хронической коррупции и непрозрачности. По его словам, компания десятилетиями остается убыточной, а многолетний несменный менеджмент так и не смог реформировать систему.

По его словам, у Кабинета министров есть все полномочия для того, чтобы навести порядок в компании.

«Главный акционер компании «Укрзализныця» — это государство, и руководит ею в лице Кабинета министров, и в том числе профильного министра. Кабинет министров принимает кадровые решения, основные финансовые решения, утверждая финплан, например. Поэтому у Кабинета министров есть все полномочия для того, чтобы навести порядок в компании», — сказал Каленков.

Он подчеркивает, что проблемы УЗ — системные и многолетние.

«Эта ситуация не сегодня появилась… «Укрзализныця» — такая легендарная коррупционная компания, в которой сгорают очень много денег. После 2014 года у всех были надежды, что она реформируется, но за более чем 10 лет практически ничего не изменилось. «Укрзализныця», как была непрозрачная структура, которая своей неэффективностью сжигает деньги, так и осталась», — отметил Каленков.

Убыточные пассажирские перевозки «тянут на дно»

Каленков приводит шокирующие цифры дисбаланса: пассажирские перевозки приносят около 7 млрд грн доходов, тогда как расходы на них превышают 30 млрд грн.

По его мнению, в военное время государство должно дотировать пассажирские перевозки напрямую, как это делают страны ЕС, вместо того, чтобы перекладывать эти расходы на грузовой бизнес.

«Другое направление деятельности «Укрзалізниці» — это грузовые перевозки. Они суперприбыльные, потому что «Укрзализныця» имеет возможность десятки миллиардов гривен отправлять на компенсирование расходов на пассажирские перевозки, на свою неэффективность и так далее. Но к чему это привело? Это нарушает справедливый подход к тарифам и влияет на весь бизнес», — говорит эксперт.

Тарифы выше, чем в Восточной Европе

Вместо сокращения расходов, менеджмент УЗ системно повышает цены, подчеркивает Каленков.

«Тарифы поднимались с 2022 года — сначала с 1 января, потом еще летом на 70%. Уже сейчас тарифы «Укрзализныци» выше, чем в странах Восточной Европы, где наши предприятия также перевозят свою продукцию», — отмечает он.

Более того, компания планирует новое повышение более чем на 40% — 26% в этом году и 11% в следующем.

«Менеджмент выбрал наиболее понятный для себя вариант. Зачем повышать эффективность, зачем меньше воровать — мы просто пойдем на рынок и соберем в полтора раза больше с бизнеса», — эмоционально комментирует эксперт.

«Укрзализныця» теряет грузы

По словам Каленкова, 80-75% расходов компании — условно постоянные, то есть независимые от объемов перевозок.

«»Укрзализныця» перевозит 300 млн тонн грузов, как до войны, или 160 млн тонн, как ожидается в этом году — большинство расходов она и так, и так понесет. Чем меньше она перевозит, тем меньше зарабатывает, а расходы остаются», — объясняет он и добавляет, что именно поэтому повышение тарифов только усугубляет кризис, потому что бизнес сокращает перевозки или идет на автотранспорт«

В «Укрзализныце» заканчиваются деньги

«Сейчас ситуация не просто тяжелая — она критическая. В «Укрзализныце» заканчиваются деньги. Как-то существенно повысить эффективность своей деятельности они (менеджмент компании, — ред.) не в состоянии. Если «Укрзализныця» станет в воюющей стране — это подорвет не только экономическую, но и физическую безопасность государства. И надо будет спросить, как менеджмент довел до этой ситуации», — добавляет эксперт.

Что должно сделать государство

Каленков призывает правительство к безотлагательным действиям:

«Первое, что может сделать государство, — это профинансировать ту дыру, которая состоит из пассажирских перевозок. В этом году это где-то 23-24 млрд, в следующем — 26 млрд грн».

Также он требует обнародовать финплан и стратегию компании, а главное — оценить эффективность нынешнего менеджмента и Наблюдательного совета.

«Надо критически отнестись к деятельности того менеджмента, который сейчас есть. А возможностей для повышения эффективности очень много. На финансирование пассажирских перевозок есть дыра в 26 млрд, неэффективная инфраструктура вымывает еще 14 млрд. Эти расходы можно уменьшить в разы, но этим надо заниматься, а не приходить в «Укрзализныцю», чтобы безбедно жить какое-то время», — добавляет Каленков.

«Наблюдательный совет годами без результатов»

Каленков отмечает, что Наблюдательный совет УЗ годами остается почти неизменным, но не показывает никаких улучшений.

«Основной показатель компании — это товарооборот. Он падает: в этом году — на 15%, в прошлом тоже уменьшался. Надо разобраться, почему это происходит. Ответственность несет операционный менеджмент, но Наблюдательный совет тоже участвует в назначениях и утверждении финпланов», — объясняет эксперт.

Отдельно он раскритиковал председателя совета Гепарда Хафера (переизбран на второй срок, — ред.) и его действующих членов.

«Для меня это было настолько нелепо и непрофессионально, когда Гепард Хафер выступал и критиковал бизнес, что ему, видимо, надо было закрыть этими деньгами глаза. Вместо того, чтобы говорить о привлечении клиентов и уменьшении расходов, он говорит о том, что бизнес не хочет, чтобы с него брали больше денег», — отметил Каленков и добавил, что не видел никаких отчетов работы менеджмента или Наблюдательного совета УЗ.

«Если у них были какие-то успехи, они бы отчитались, но таких отчетов я не помню в последние годы. А сейчас, вместо мобилизоваться во время войны, чиновники просто списывают свою неэффективность на войну, закрывают информацию и прячутся за риторикой форс-мажора», — подытожил Каленков.

В итоге эксперт подчеркивает, что без вмешательства государства, КМУ, премьер-министра (Юлии Свириденко, — ред.) в эту ситуацию, есть риск потерять «не только большую часть бизнеса, который пользуется «Укрзализныцей», но и саму компанию тоже».

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

Кто сегодня руководит УЗ

Председатель правления: Александр Перцовский.

Члены правления:

  • Николай Иванинов (финансы)
  • Лидия Гриценко (персонал)
  • Юзеф Тулей (инфраструктура)
  • Евгений Шрамко (ремонты и производство)

Наблюдательный совет УЗ представлен следующими членами:

  • Эльжбета Ева Беньковская (Польша) — бывший министр инфраструктуры Польши и еврокомиссар;
  • Гепард Хафер (Германия) — эксперт по логистике, работал в «Deutsche Bahn», избран председателем НС второй раз подряд.
  • Максим Мокляк — бывший и.о. руководителя Государственной фискальной службы в 2015 году;
  • Анатолий Амелин — предприниматель, соучредитель «Украинского института будущего».
  • Давид Ломджария (Грузия) — председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»;
  • Сергей Лещенко — бывший нардеп, бывший журналист, избран заместителем председателя НС.
  • Александр Камышин — бывший председатель правления «Укрзализныци», бывший министр стратегических отраслей промышленности (в целом входит в топ-менеджмент УЗ уже 4 года подряд).

Как писал «Коммерсант Украинский», финансовый план УЗ на 2025 и 2026 гг до сих пор отсутствует.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают