«Дыра» в 24 млрд: Кабмин должен требовать отчета и переоценки менеджмента «Укрзализныци»
30 октября 11:50
МНЕНИЕ
Президент объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков в комментарии
По его словам, у Кабинета министров есть все полномочия для того, чтобы навести порядок в компании.
«Главный акционер компании «Укрзализныця» — это государство, и руководит ею в лице Кабинета министров, и в том числе профильного министра. Кабинет министров принимает кадровые решения, основные финансовые решения, утверждая финплан, например. Поэтому у Кабинета министров есть все полномочия для того, чтобы навести порядок в компании», — сказал Каленков.
Он подчеркивает, что проблемы УЗ — системные и многолетние.
«Эта ситуация не сегодня появилась… «Укрзализныця» — такая легендарная коррупционная компания, в которой сгорают очень много денег. После 2014 года у всех были надежды, что она реформируется, но за более чем 10 лет практически ничего не изменилось. «Укрзализныця», как была непрозрачная структура, которая своей неэффективностью сжигает деньги, так и осталась», — отметил Каленков.
Убыточные пассажирские перевозки «тянут на дно»
Каленков приводит шокирующие цифры дисбаланса: пассажирские перевозки приносят около 7 млрд грн доходов, тогда как расходы на них превышают 30 млрд грн.
По его мнению, в военное время государство должно дотировать пассажирские перевозки напрямую, как это делают страны ЕС, вместо того, чтобы перекладывать эти расходы на грузовой бизнес.
«Другое направление деятельности «Укрзалізниці» — это грузовые перевозки. Они суперприбыльные, потому что «Укрзализныця» имеет возможность десятки миллиардов гривен отправлять на компенсирование расходов на пассажирские перевозки, на свою неэффективность и так далее. Но к чему это привело? Это нарушает справедливый подход к тарифам и влияет на весь бизнес», — говорит эксперт.
Тарифы выше, чем в Восточной Европе
Вместо сокращения расходов, менеджмент УЗ системно повышает цены, подчеркивает Каленков.
«Тарифы поднимались с 2022 года — сначала с 1 января, потом еще летом на 70%. Уже сейчас тарифы «Укрзализныци» выше, чем в странах Восточной Европы, где наши предприятия также перевозят свою продукцию», — отмечает он.
Более того, компания планирует новое повышение более чем на 40% — 26% в этом году и 11% в следующем.
«Менеджмент выбрал наиболее понятный для себя вариант. Зачем повышать эффективность, зачем меньше воровать — мы просто пойдем на рынок и соберем в полтора раза больше с бизнеса», — эмоционально комментирует эксперт.
«Укрзализныця» теряет грузы
По словам Каленкова, 80-75% расходов компании — условно постоянные, то есть независимые от объемов перевозок.
«»Укрзализныця» перевозит 300 млн тонн грузов, как до войны, или 160 млн тонн, как ожидается в этом году — большинство расходов она и так, и так понесет. Чем меньше она перевозит, тем меньше зарабатывает, а расходы остаются», — объясняет он и добавляет, что именно поэтому повышение тарифов только усугубляет кризис, потому что бизнес сокращает перевозки или идет на автотранспорт«
В «Укрзализныце» заканчиваются деньги
«Сейчас ситуация не просто тяжелая — она критическая. В «Укрзализныце» заканчиваются деньги. Как-то существенно повысить эффективность своей деятельности они (менеджмент компании, — ред.) не в состоянии. Если «Укрзализныця» станет в воюющей стране — это подорвет не только экономическую, но и физическую безопасность государства. И надо будет спросить, как менеджмент довел до этой ситуации», — добавляет эксперт.
Что должно сделать государство
Каленков призывает правительство к безотлагательным действиям:
«Первое, что может сделать государство, — это профинансировать ту дыру, которая состоит из пассажирских перевозок. В этом году это где-то 23-24 млрд, в следующем — 26 млрд грн».
Также он требует обнародовать финплан и стратегию компании, а главное — оценить эффективность нынешнего менеджмента и Наблюдательного совета.
«Надо критически отнестись к деятельности того менеджмента, который сейчас есть. А возможностей для повышения эффективности очень много. На финансирование пассажирских перевозок есть дыра в 26 млрд, неэффективная инфраструктура вымывает еще 14 млрд. Эти расходы можно уменьшить в разы, но этим надо заниматься, а не приходить в «Укрзализныцю», чтобы безбедно жить какое-то время», — добавляет Каленков.
«Наблюдательный совет годами без результатов»
Каленков отмечает, что Наблюдательный совет УЗ годами остается почти неизменным, но не показывает никаких улучшений.
«Основной показатель компании — это товарооборот. Он падает: в этом году — на 15%, в прошлом тоже уменьшался. Надо разобраться, почему это происходит. Ответственность несет операционный менеджмент, но Наблюдательный совет тоже участвует в назначениях и утверждении финпланов», — объясняет эксперт.
Отдельно он раскритиковал председателя совета Гепарда Хафера (переизбран на второй срок, — ред.) и его действующих членов.
«Для меня это было настолько нелепо и непрофессионально, когда Гепард Хафер выступал и критиковал бизнес, что ему, видимо, надо было закрыть этими деньгами глаза. Вместо того, чтобы говорить о привлечении клиентов и уменьшении расходов, он говорит о том, что бизнес не хочет, чтобы с него брали больше денег», — отметил Каленков и добавил, что не видел никаких отчетов работы менеджмента или Наблюдательного совета УЗ.
«Если у них были какие-то успехи, они бы отчитались, но таких отчетов я не помню в последние годы. А сейчас, вместо мобилизоваться во время войны, чиновники просто списывают свою неэффективность на войну, закрывают информацию и прячутся за риторикой форс-мажора», — подытожил Каленков.
В итоге эксперт подчеркивает, что без вмешательства государства, КМУ, премьер-министра (Юлии Свириденко, — ред.) в эту ситуацию, есть риск потерять «не только большую часть бизнеса, который пользуется «Укрзализныцей», но и саму компанию тоже».
Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры
Кто сегодня руководит УЗ
Председатель правления: Александр Перцовский.
Члены правления:
- Николай Иванинов (финансы)
- Лидия Гриценко (персонал)
- Юзеф Тулей (инфраструктура)
- Евгений Шрамко (ремонты и производство)
Наблюдательный совет УЗ представлен следующими членами:
- Эльжбета Ева Беньковская (Польша) — бывший министр инфраструктуры Польши и еврокомиссар;
- Гепард Хафер (Германия) — эксперт по логистике, работал в «Deutsche Bahn», избран председателем НС второй раз подряд.
- Максим Мокляк — бывший и.о. руководителя Государственной фискальной службы в 2015 году;
- Анатолий Амелин — предприниматель, соучредитель «Украинского института будущего».
- Давид Ломджария (Грузия) — председатель наблюдательного совета «Укроборонпрома»;
- Сергей Лещенко — бывший нардеп, бывший журналист, избран заместителем председателя НС.
- Александр Камышин — бывший председатель правления «Укрзализныци», бывший министр стратегических отраслей промышленности (в целом входит в топ-менеджмент УЗ уже 4 года подряд).
Как писал
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры