E-commerce в Европе и Украине: узкие места и точки роста

10 апреля 09:42

В период между 2024 и 2028 годами мировые доходы от электронной коммерции вырастут на 27%, при этом рост в Европе будет самым низким среди основных регионов. Об этом со ссылкой на данные аналитического портала ECDB сообщает Украинский Совет Торговых Центров, информирует «Коммерсант Украинский».

По сравнению с основными рынками Азии и Америки, которые составляют две трети мирового рынка e-commerce, с прогнозируемым ростом дохода на 43% (с 2648 млрд до 3778 млрд долларов) до 2028 года соответственно, темпы роста в Европе не кажутся такими непредсказуемыми. Особенно учитывая то, что это третий по величине рынок электронной коммерции в мире.

Однако прогноз предусматривает разрыв между Европой и остальным миром, причем ожидается, что Африка, а также Австралия и Океания достигнут роста дохода на 53% и 37% в течение следующих четырех лет, хотя эти два рынка значительно меньше по сравнению с Европой.

Каковы особенности европейского рынка e-commerce

В Европе рост электронной коммерции обусловлен высоким уровнем проникновения в таких ведущих экономиках, как Великобритания, Германия и Нидерланды, где показатели уже превышают 80%.

Кроме того, меньшие, но быстро растущие рынки в Южной и Восточной Европе, такие как Греция, Португалия и Польша, представляют значительные возможности для будущего роста.

Уровень концентрации рынка значительно отличается между европейскими странами.

Распределение чистых продаж в крупнейших европейских странах электронной коммерции показывает значительную разницу между топ-250 магазинами высшего и низшего рейтинга.

На рынках Великобритании, Испании и Италии по крайней мере 40% всех чистых продаж сосредоточено между 5 крупнейшими розничными торговцами.

Среди розничных торговцев лидером рынка в секторе e-commerce в Европе является Amazon. Только в Германии Amazon получил 15,8 млрд долларов дохода в 2023 году.

Мода — самая доходная категория e-commerce

Получив в прошлом году доходы в 149 млрд долларов, индустрия моды немного опередила по росту сферы электроники и досуга, которые достигли 145 млрд долларов дохода.

Самыми продаваемыми модными товарами стали одежда, на которую приходится 59% доходов, обувь — 23%, а также сумки и аксессуары — 18%.

Хотя восстановление доверия потребителей способствовало прошлогоднему росту, всплеск экономных покупок подтолкнул такие платформы, как Temu, к захвату большей доли рынка.

Благодаря конкурентным ценовым стратегиям такие платформы пользуются особой популярностью среди экономных потребителей, предлагая товары по значительно более низким ценам, чем традиционные европейские ритейлеры, что, в свою очередь, вызвало беспокойство среди местных игроков электронной коммерции.

Что с развитием электронной коммерции в Украине

Около 11 млн интернет-покупателей, которые в среднем в год совершают 17 покупок онлайн на сумму 1 300 гривен — такими цифрами характеризуется рынок е-commerce в Украине. Об этом говорится в исследовании от агентства Promodo.

Всего в течение 2024 года украинцы приобрели в интернете товаров и услуг на общую сумму 239 млрд гривен. Цифра больше на 25%, чем в 2023-м.

Как трансформируются предпочтения и расходы покупателей

Согласно данным аналитиков Promodo, за вторую половину 2024 года выручка в категории «Электроника» увеличилась на 18% в гривнах и на 8% в долларах. Из-за блэкаутов и аномальной жары в начале полугодия был повышенный спрос на климатическую технику, портативные зарядные станции, что повлияло на рост сегмента.

Выручка в категории «Продукты и алкоголь» за аналогичный период выросла на 53% в гривнах и 41% в долларах. Это вызвано значительным увеличением трафика год к году за счет инвестиций в рекламу, а также одним из самых высоких на рынке коэффициентом инфляции. Если в 2023 году на динамику в категории влияла выручка алкоголя, то теперь — продовольственных товаров.

Выручка ниши «Аптечных товаров» приросла в e-commerce в гривнах на 12%, а в долларах — на 3%. Причиной умеренных показателей стало значительное подорожание лекарственных средств.

Кроме того, доход в нише «Автотовары» за второе полугодие 2024 года вырос на 9% в гривнах, а в долларах остался неизменным. Количество покупок просело на 10%.

В категории «Одежда и обувь» выручка в течение второго полугодия 2024 года в гривнах уменьшилась на 4%, а в долларах — на 11%. Худшим сезоном с точки зрения доходности стало лето, отмечают аналитики. Сезонность в нише, по сравнению с 2023-м, сместилась почти на месяц. Украинцы склонны покупать одежду в онлайне, но на меньший средний чек, чем в офлайне. На рынке увеличили свою долю игроки из экономсегмента.

Главные тренды украинского e-commerce в 2025 году

Команда Shop-Express на интернет-портале PaySpace Magazine определила 10 тенденций года. Вспомним несколько из них.

— Прямые продажи через собственные интернет-магазины будут способствовать построению прямого контакта с клиентами, особенно в В2В-сегменте. Существенным преимуществом в 2025 году станет возможность устанавливать индивидуальные цены для различных типов клиентов в интернет-магазине.

— Одним из главных критериев выбора интернет-магазина для покупателей становится быстрая и бесплатная/недорогая доставка товаров. Кроме того, покупатели отдают предпочтение тем продавцам, которые обеспечивают удобный процесс возврата товаров. Бизнесы, которые внедряют эти опции, получают конкурентное преимущество и лояльность клиентов.

— В современной электронной коммерции удержание клиентов становится приоритетом для бизнеса. В 2025 году акцент смещается на создание долговременных отношений с клиентами, а повторные продажи становятся основным драйвером прибыльности.

— Искусственный интеллект меняет подход к взаимодействию с клиентами, позволяя компаниям создавать уникальный опыт для каждого покупателя. Благодаря анализу данных в 2025 году развитие искусственного интеллекта позволит достичь еще большей глубины персонализации.

— В 2025 году тренд на формирование уникального бренда будет набирать обороты, ведь в условиях растущей конкуренции выделиться среди других становится жизненно необходимым.

Василевич Сергій
Редактор

Сейчас читают