Geely снимает Zeekr с биржи США: китайский автопроизводитель сворачивает экспансию и делает ставку на внутреннюю консолидацию
23 декабря 18:24
Китайский транснациональный холдинг Geely Automobile Holdings завершил приватизацию своего премиального электромобильного бренда Zeekr. В результате компания прекратила листинг акций Zeekr на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), выкупив все доли миноритарных инвесторов. Об этом пишет autocentre, передает «Коммерсант Украинский».
Что известно о сделке
Сумма сделки составила около 2,4 млрд долларов. Доля Geely в Zeekr выросла с 65,7% до 100%, а финансовые показатели бренда теперь полностью консолидированы в отчетности материнской компании, которая котируется на Гонконгской бирже.
Еще год назад, в мае 2024 года, Zeekr вышел на биржу в Нью-Йорке, что тогда расценивали как шаг к глобальному масштабированию бренда.
Почему Geely изменила курс
Приватизация Zeekr стала завершающим этапом реализации так называемой «Тайчжоуской декларации » — стратегии, которую руководство Geely Holding приняло осенью 2024 года. Ее суть — отказ от распыления ресурсов между многочисленными брендами и переход к более жесткой централизации.
В рамках этой модели бизнес группу фактически разделили на два кластера:
- Geely Auto Group, охватывающий массовые бренды Geely, Geely Galaxy и Geely Radar;
- Zeekr Tech Group, в которую вошли премиальные и технологические марки Zeekr и Lynk & Co.
Таким образом Zeekr из независимого публичного актива превращается во внутренний технологический центр всей группы.
Что дает полная интеграция
Одним из ключевых элементов реструктуризации стала интеграция бренда Lynk & Co, над которым Zeekr получил мажоритарный контроль. Теперь именно Zeekr отвечает за разработку платформ и продуктов для обоих брендов.
По оценкам компании, это уже позволило сократить расходы на исследования и разработку на 15-20% в течение года. Кроме того, полное владение Zeekr открывает путь к масштабированию универсальной платформы SEA (Sustainable Experience Architecture) на другие подразделения группы — в частности Volvo и Polestar — и ускоряет вывод новых моделей на рынок.
Почему именно делистинг в США
Аналитики связывают выход Zeekr с NYSE не только с внутренней стратегией Geely. Среди причин также называют длительную волатильность акций китайских компаний в США и рост регуляторных и политических рисков для бизнеса из Китая на американских финансовых площадках.
Для Geely концентрация на азиатских рынках капитала выглядит менее рискованной и более управляемой.
Совокупные продажи Zeekr и Lynk & Co выросли
По предварительным итогам 2025 года, совокупные продажи Zeekr и Lynk & Co выросли более чем на 30%, в значительной степени благодаря моделям Zeekr 001 и 007, которые активно продаются за пределами Китая — в частности на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.