Билеты за километры: как это будет работать

4 декабря 16:16
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

«Укрзализныця» анонсировала запуск программы «3 000 километров по Украине» с 3 декабря. На днях правительство приняло соответствующее постановление, а в «Укрзалізниці» решили рассказать, как именно будет происходить приобретение билетов и на какие поезда. Что предлагает «УЗ» по этой программе — узнал «Коммерсант Украинский».

Он сказал: «Поехали!» и махнул рукой

Фокус программы на этом этапе, как сообщает председатель правления АО «Укрзализныця» Александр Перцовский, сосредоточен на прифронтовых громадах и социальном сегменте. То есть, можно рассчитывать на билеты в плацкарте, детских купе, отдельных купейных вагонах, региональных поездах и только 2-й класс Интерсити — без премиум-сегмента.

«Будут использоваться места в непиковые периоды, которые иначе оставались бы свободными, чтобы немного разгрузить пик и дать большему количеству людей возможность путешествовать поездами», — подчеркивает глава «УЗ».

Чтобы воспользоваться программой, нужно будет установить или обновить приложение «Укрзализныци» и оформлять в нем билеты за километры уже с 3 декабря. Можно будет получить до четырех поездок совокупно на 3000 км, а отправиться в путешествие — начиная с пятницы, 5 декабря.

«Рейсы для пилотного этапа были выбраны в результате анализа свободных мест в поездах и с фокусом именно на поддержку жителей прифронтовых территорий. В дальнейшем, в периоды вне горячего сезона, УЗ будет предлагать около 250 000 мест в месяц, чтобы стимулировать путешествия именно тех украинцев, для которых определяющим фактором является доступная цена, а не время поездки, а также чтобы немного разгрузить пиковые периоды», — сообщил глава ведомства.

Как отметил главный менеджер УЗ, для этой программы не нужно выделять дополнительные средства из госбюджета. Решение Правительства предусматривает компенсаторы, чтобы «Укрзализныця» получила и дополнительный доход, в частности за счет динамического ценообразования в премиум-сегменте.

За первый час старта более 30 тысяч украинцев активировали программу 3000 км. Первая тысяча билетов из прифронтовых областей уже разлетелась — рейсы из Запорожья и Харькова в топе, сообщили в УЗ.

Как оформить билет за километры

Шаг 1. Загрузите или обновите приложение. Ваш аккаунт должен быть верифицирован с помощью «Дія.Підпис».

Шаг 2. Найдите отметку «3000» и нажмите «Принять участие» — и вы получите 3000 км, которые можно использовать на 4 поездки.

Шаг 3. Выберите нужный поезд с пометкой «3000». При бронировании будут использованы километры — они автоматически будут списываться с бонусного счета.

Важно знать:

Билет можно оформить только на себя и на своего ребенка. Оформить на взрослых родственников или друзей невозможно (функционал будет дорабатываться).

Дети от 5 лет также получают свои собственные 3000 км. Для этого они должны быть добавлены в ваш аккаунт в «Дії» (добавьте свидетельство о рождении ребенка).

По программе доступны места в плацкарте, купе, региональных поездах и 2 классе Интерсити.

Программа покрывает только стоимость проезда. Постель, чай, перевозка животных, багажа и другие дополнительные сервисы оплачиваются отдельно.

При возврате билета должны вернуться и километры, которыми можно будет воспользоваться в другой раз.

3000 км не обязательно использовать в декабре 2025 года — наибольшее количество мест Укрзализныця будет предлагать прежде всего в низкий сезон (январь, февраль, октябрь, ноябрь).

Километры нельзя монетизировать, они действуют только для путешествий. Но неизрасходованный остаток с 3000 км по Украине впоследствии можно будет конвертировать в бонусные «обнимашки» в программе лояльности Укрзализныци «Железные друзья». Этот функционал появится в приложении УЗ в 2026 году.

На каких поездах можно прокатиться

На первом этапе программы билеты доступны на следующие поезда:

1. №101/102 Николаев — Барвенково (Краматорск),

2. №103/104 (Краматорск) Барвенково — Львов,

3. №109/110 Львов — Николаев,

4. №115/116 Сумы — Киев,

5. №121/122 Николаев — Киев,

6. №127/128 Львов — Запорожье,

7. №141/142 Ивано-Франковск — Чернигов,

8. №143/144 Сумы — Рахов,

9. №39/40 Солотвино — Запорожье,

10. №45/44 Харьков — Ужгород,

11. №47/48 Запорожье — Мукачево,

12. №51/52 Одесса — Запорожье,

13. №53/54 Днепр — Одесса,

14. №61/62 Днепр — Ивано-Франковск,

15. №773/774 Киев — Конотоп,

16. №87/88 Ковель — Запорожье,

17. № 886/888 Фастов — Чернигов,

18. №895/896 Конотоп — Фастов.

Доступными также есть места в детских купе на рейсах таких поездов:

№15/16 Харьков — Ясиня,

№17/18 Харьков — Ужгород,

№41/42 Днепр — Трускавец.

А также места 2 класса в Интерсити:

№719/720 Харьков — Киев,

№723/722 Харьков — Киев,

№731/732 Запорожье — Киев.

Нюансы программы

Вот вроде бы и хороший почин, но почему-то не продуманный. Во-первых, если брать самые незащищенные слои — пенсионеров, то не у всех есть возможность купить билет, установив на телефон приложение и воспользовавшись «Дія.Підпис» из-за отсутствия смартфона, интернета, особенно в прифронтовых регионах. Для этой категории стоило бы продумать продажу билетов в кассах.

Во-вторых, без ID паспорта оформить билет невозможно. В УЗ рекомендуют не теряя времени получить пластиковый документ, который сегодня можно приобрести за 900-1100 грн.

В-третьих, как этой категории купить билет на нижнюю полку, если сейчас, даже не на самые популярные маршруты, именно нижняя полка — дефицит. А старикам и инвалидам сложно залезть на вторую, верхнюю. И это не единственное, что непонятно, как разрулить.

В-четвертых, оформить билет на родственника невозможно, то есть, купить его своим пожилым родителям никто не сможет. Но, еще один интересный момент: чтобы семье попасть в одно купе в плацкарте или же взять места рядом в электричке, нужно очень постараться и одновременно с разных телефонов бронировать места и выкупать их. То есть, опять же возникают неудобства.

И, как предупреждают сотрудники УЗ, не всегда можно будет взять билеты на желаемый рейс, поскольку их будут выбрасывать в небольшом количестве.

«Объем мест, которые могут быть доступны в рамках программы, зависит от конкретного рейса и даты. Сначала в продажу поступают билеты для всех пассажиров в обычном режиме. Далее система уже определяет, какие нераспроданные места могут быть выделены под программу — чтобы избежать профицита и обеспечить рациональное использование посадочной вместимости поезда», — сообщает пресс-служба УЗ.

Поэтому процент может отличаться от рейса к рейсу и от даты к дате. Если места доступны — они появляются в приложении автоматически.

«Создается впечатление, что воспользоваться этой программой смогут далеко не все желающие. Например, из прифронтовых регионов есть поезд из Николаева, а вот из Херсона нет. Как и из Житомира никуда поехать не удастся. И это несколько примеров. По моему мнению, все делается, чтобы отсечь большую часть потенциальных пассажиров, именно социально незащищенных, ведь не планируется продажа билетов через кассы УЗ», — отмечает в комментарии «Коммерсант Украинский» бывший сотрудник УЗ Владимир Сироштан.

Как отметил бывший железнодорожник, если эта программа рассчитана на то, чтобы пассажирские поезда не ходили пустыми, то достаточно было бы в низкие сезоны снижать стоимость проезда, и тогда бы не пришлось за гранты раздавать 3000 км.

Автор: Алла Дунина

Анна Ткаченко
Редактор

Сейчас читают