Медицинская реформа: в Украине могут ввести сооплату за медицинские услуги
20 ноября 16:18
На днях под председательством Михаила Радуцкого состоялось очередное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, во время которого народные депутаты, в частности, заслушали вопрос введения института сооплаты за предоставление медицинских услуг, передает «Коммерсант Украинский».
Михаил Радуцкий отметил, что Программа медицинских гарантий — это только гарантированный государством минимум, который оно способно оплатить каждому гражданину, исходя из реальных возможностей государственного бюджета. На практике же часть пациентов, которые обращаются за медицинской помощью, получают в больнице список необходимых лекарств, которые они должны приобрести за свой счет, или предложение доплаты за лечение или другие услуги. При этом государство обеспечивает больницы необходимыми лекарственными средствами и расходными материалами. Поэтому такие ситуации также должны рассматривать правоохранительные органы, поскольку не всегда речь идет о недофинансировании больниц. Учитывая это, предлагается вывод из «тени» неформальных платежей и перевод их в официальные услуги, в частности путем введения сооплаты за медицинские услуги.
Виктория Вагнер, член Комитета, отметила, что государство не в состоянии профинансировать предоставление всех медицинских услуг, поэтому и предлагается предусмотреть сооплату за медицинские услуги. Такая практика применяется и странами Европейского Союза. Однако при введении сооплаты следует предусмотреть механизмы избежания злоупотреблений со стороны больниц и предусмотреть контроль за сооплатой.
Виктор Ляшко, министр здравоохранения Украины, обратил внимание, что Министерство здравоохранения (Минздрав) Украины неоднократно проводило исследования сооплаты медицинских услуг, которые показали, что существует несколько понятий сооплаты в учреждениях здравоохранения. Так, сооплату следует рассматривать как фиксированную сумму, которую будет платить пациент при посещении больниц. Она вводилась в тех странах, где существовали мошеннические схемы, когда за амбулаторной помощью один человек мог обращаться каждый день, и для противодействия этому вводилась фиксированная цена за визит к врачу. Также видом сооплаты является сострахование — это определенная доля от стоимости медицинской услуги в странах, где введено медицинское страхование. Есть еще страны, где введен годовой порог собственных расходов пациента на медицинские услуги. Однако все эти механизмы в других странах не имеют ничего общего с так называемым балансовым биллингом (прим. ред.: выставление счетов), когда есть определенная практика начисления пациенту разницы сверх установленного тарифа, введенного государственным страхователем, которым выступает Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ).
Этот вопрос уже обсуждался несколько лет назад в Комитете, после чего Минздрав представил дорожную карту внедрения медицинского страхования. Одним из шагов, которые предусматривались в рамках дорожной карты, была реализация сооплаты на медицинские услуги в Украине путем их оплаты вне ПМГ. На основе этого Правительство в июле 2024 г. приняло постановление № 781 «Некоторые вопросы предоставления услуг по медицинскому обслуживанию населения за плату от юридических и физических лиц». В этом постановлении определены как полностью платные услуги, то есть те услуги, которые не покрываются ПМГ или предоставляются при отсутствии направления в учреждение, так и дополнительные улучшенные услуги, в частности, за возможность доплаты за повышенный комфорт или сервис, палату повышенного уровня, выбор конкретного врача и прочее.
По мнению Минздрава, это один из механизмов противодействия неформальным платежам в учреждениях здравоохранения. Также уже подписан трехсторонний Меморандум между Минздравом, НСЗУ и Государственной аудиторской службой Украины (Госаудитслужба), в рамках которого Госаудитслужбе предоставляется информация о практиках неформальных платежей, на которые этому ведомству следует обратить внимание во время проверок.
Леся Иванищук, директор Департамента расходов бюджета гуманитарной сферы Министерства финансов Украины, отметила, что при внедрении механизма сооплаты следует предусмотреть, чтобы этот механизм не навредил уязвимым слоям населения и не повлиял на доступность медицинских услуг в целом. Ведь наличие сооплаты может привести к тому, что пациенты будут откладывать визиты к врачам, что может приводить к тяжелым последствиям для их здоровья.
Наталья Гусак, председатель НСЗУ, сообщила, что ведомство отслеживает реализацию постановления № 781, и за I полугодие 2025 г. пациентами уплачено 2.3 млрд грн в качестве официальных платежей за платные услуги.
Также в 2025 г. НСЗУ с целью отслеживания и систематизации этих платежей ввела для учреждений здравоохранения обязанность по внесению информации об этих услугах в электронную систему здравоохранения. На основе этих данных Минздрав будет детализировать ПМГ. Она подчеркнула, что дополнительные инструменты контроля за недопущением неформальных платежей нужны, и НСЗУ их внедряет совместно с Минздравом. Однако пока НСЗУ не поддерживает введение в Украине механизма сооплаты за медицинские услуги.
Дмитрий Гурин, член Комитета, напомнил, что ст. 49 Конституции Украины предусматривает, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Поэтому учитывая запрет на внесение изменений в Конституцию Украины во время военного положения, нет смысла рассматривать сейчас введение механизма сооплаты.
Также случаи неформальных платежей преимущественно существуют на вторичном уровне медицинской помощи. Поэтому единственным путем противодействия этим неформальным платежам является постепенное увеличение финансирования ПМГ, чтобы она охватывала как можно больше медицинских услуг.
Участники договорились продолжить обсуждение этого вопроса в различных форматах. Решение по этому вопросу не голосовалось.