Меньше денег — больше работы: зачем в Германии сокращают помощь беженцам из Украины

13 ноября 19:32
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Все граждане Украины, которые впервые прибыли в Германию после 1 апреля 2025 года, больше не будут получать Bürgergeld — стандартную базовую помощь по безработице. Вместо этого им будут оказывать поддержку на уровне обычных искателей убежища. Фактически это означает снижение выплат для новоприбывших украинцев, передает «Коммерсант Украинский» со ссылкой на публикацию Bild.

Германия приняла одно из крупнейших в Европе сообществ украинских беженцев — более 1,25 миллиона человек по состоянию на конец 2024 года. Теперь в стране вступают в силу важные изменения в системе социальной поддержки этой группы. В центре реформы — сокращение государственных выплат для новоприбывших украинцев и переход к более жестким правилам, что, как ожидается, повлияет и на бюджетные расходы, и на ситуацию на рынке труда.

Ниже объясняем суть изменений, их причины и последствия для экономики и самих беженцев.

Как уже отметили выше, украинцы, прибывшие в Германию в апреле 2025 года и позже не будут получать Bürgergeld. Это денежная помощь для одинокого взрослого человека сейчас составляет 563 евро в месяц, причем государство дополнительно оплачивает аренду жилья и коммунальные расходы. Зато по закону о помощи искателям убежища общая выплата фиксирована на уровне 441 евро в месяц (около 196 евро на личные нужды плюс еще 245 евро на питание, одежду и другие базовые расходы). Таким образом, новоприбывшие беженцы будут получать примерно на 20% меньше денег ежемесячно по сравнению с теми, кто получает Bürgergeld.

Кто сохранит старые выплаты

Украинцы, прибывшие в Германию ранее 1 апреля 2025 года, продолжат получать гражданскую помощь на действующих условиях. То есть специальный статус, введенный в 2022 году для уже интегрированных беженцев, останется для них без изменений. Так же новые правила не коснутся украинцев, которые приехали в ФРГ по другим программам. Например, квалифицированные работники или студенты продолжат получать поддержку по своим программам.

Что нужно знать украинцам о переходном периоде в Германии

Если украинец прибыл после 1 апреля 2025 года, но еще до вступления в силу закона (то есть в промежутке апрель 2025 — дата принятия реформы), уже назначенные ему выплаты Bürgergeld временно продолжат выплачиваться. Однако максимальный срок — до конца мая 2026 года, после чего эти лица также перейдут на более низкие выплаты по правилам для искателей убежища. Таким образом, правительство отказалось от идеи резко прекратить выплаты задним числом и ввело компромиссный механизм плавного перехода, чтобы избежать путаницы с перерасчетами.

Германия урезает выплаты украинским беженцам: почему правительство ввело эти изменения

Инициатором реформы выступила новая правящая коалиция Германии в составе консервативного блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии (СДПГ). В коалиционном соглашении этих партий прямо предусмотрено возвращение к довоенным нормам социальной поддержки для украинцев. Мотивация власти имеет два основных аспекта.

Прежде всего, речь идет о бюджетной нагрузке на регионы. Содержание более миллиона беженцев на уровне Bürgergeld стало значительным финансовым бременем. в 2023 году общие расходы Германии на базовое социальное обеспечение (включая Bürgergeld) достигли около 47 млрд евро, из которых 6,6 млрд евро ушло именно на украинцев. Для федеральных земель и муниципалитетов, которые покрывают значительную часть расходов (прежде всего на жилье и социальные услуги), это было особенно ощутимо. Именно жалобы местных властей на перегрузку бюджетов стали одним из толчков к реформе. Правительство пообещало, что после изменения статуса новоприбывших большую часть дополнительных расходов по программе помощи искателям убежища возьмет на себя федеральный бюджет, чтобы компенсировать регионам расходы.

Второй ключевой мотив — недостаточная интеграция украинцев в рынок труда. Доля украинских беженцев, которые нашли работу в Германии, заметно меньше, чем в других странах ЕС. По данным Института исследования рынка труда, в конце 2024 года в Германии работали лишь около 242 тыс. украинцев, то есть примерно каждый пятый из тех, кто приехал после начала войны. Зато около 700 тыс. украинских беженцев (в том числе около 200 тыс. детей) получали по состоянию на конец 2024 года социальную помощь Bürgergeld и не имели работы. Правительство считает такой показатель слишком низким и прямо связывает это со слишком щедрыми выплатами: мол, «гражданская» помощь снижает стимул работать. Действительно, украинцы под временной защитой оказались в привилегированном положении по сравнению с другими беженцами, которые получают меньше. Это создавало своеобразную «двухуровневую» систему соцобеспечения. Поэтому новая власть решила устранить эту разницу, чтобы поощрить искателей убежища активнее выходить на работу.

По словам представителей коалиции, главная цель реформы — «восстановить справедливость и стимулы к труду» для украинцев. Руководители правительства прямо заявляют, что снижение выплат должно стать толчком для беженцев быстрее искать работу и тем самым легче интегрироваться в немецкое общество. В правительстве также отмечают, что фактически восстанавливают правила, которые действовали до июня 2022 года: тогда украинцы в Германии сначала тоже получали помощь как просители убежища, пока не было принято специальное решение о доступе к программам соцобеспечения для безработных.

Читайте также: «Счет солидарности»: сколько денег европейские страны потратили на украинских беженцев

Германия меняет правила поддержки украинцев: как это повлияет на рынок труда и экономику страны

Финансовый эффект реформы будет ощутимым, но не революционным. По подсчетам Министерства труда ФРГ, изменение правил помощи позволит уменьшить прямые расходы федерального бюджета примерно на 1,2 млрд евро в 2026 году и еще на 350 млн евро в 2027 году. Экономия возникнет вследствие того, что новоприбывшие больше не будут получать выплаты из фондов программы Bürgergeld. Однако, параллельно вырастут расходы по другим статьям: из федерального бюджета придется профинансировать помощь по закону о искателях убежища (441 евро каждому новому беженцу) и компенсировать землям расходы на размещение этих людей. Предварительные расчеты правительства показывают, что сокращение выплат почти уравновесится дополнительными расходами на жилье и другие нужды беженцев, поэтому чистый выигрыш бюджета будет скромным. Например, в 2026-2027 годах ожидаемые сокращения расходов на программу Bürgergeld (около 1,1 млрд евро) будут почти равны приросту расходов на программу Asylbewerberleistungen (около 1,3 млрд евро).

Нагрузка на бюджеты федеральных земель может даже возрасти, если беженцы будут находиться в центрах размещения или социальном жилье, финансируемом на местном уровне. В ответ Берлин пообещал финансовую поддержку регионам, чтобы те согласились на реформу. Таким образом, реальный эффект для государственных финансов будет больше заключаться в перераспределении расходов между уровнями власти, чем в большой экономии средств. Чиновники, впрочем, считают такую перенастройку расходов оправданной, ведь уменьшится прямое давление на систему социального страхования и, теоретически, больше беженцев начнут работать и платить налоги.

Сторонники реформы ожидают положительных сдвигов на рынке труда. Вследствие более жестких условий помощи власти хотят стимулировать украинцев быстрее трудоустроиться. Беженцы трудоспособного возраста, которые до сих пор полагались на выплаты, теперь будут обязаны активнее искать работу. Коалиция даже планирует ввести правило: каждый, кто может работать, но еще не работает, должен зарегистрироваться в центре занятости и прилагать усилия к поиску работы. Это включает посещение собеседований, участие в программах переквалификации, языковых курсах и тому подобное. За невыполнение требований соискателей работы из числа беженцев смогут лишать части выплат (санкции) аналогично правилам для местных безработных. Ожидается, что такие шаги повысят предложение рабочей силы и помогут заполнить вакансии, особенно на низкоквалифицированный труд, где в Германии не хватает кадров.

В то же время эксперты рынка труда предостерегают: эффект может быть неоднозначным. Уменьшение выплат не гарантирует быстрого трудоустройства, особенно если есть барьеры — например, недостаточное знание языка или непризнанный диплом. Представители немецкого Федерального агентства по труду выразили скепсис относительно реформы: если украинцы больше не будут клиентами центров занятости (Jobcenter), им станет труднее получать доступ к языковым курсам, программам адаптации и трудоустройства.

Другими словами, теряя статус получателей Bürgergeld, беженцы также теряют часть инфраструктуры поддержки для интеграции. Это может затормозить их вхождение в рынок труда. Исследователи предупреждают, что положительные тенденции последнего времени (рост количества трудоустроенных украинцев) могут замедлиться, если новая система усложнит доступ к обучению и переквалификации.

Введенные изменения стали результатом компромисса между различными подходами к решению проблемы. Консервативные силы (ХДС/ХСС) сначала настаивали на более радикальных шагах — в частности, предлагали перевести абсолютно всех украинских беженцев на более низкие выплаты, независимо от даты прибытия. Звучали также идеи задним числом пересмотреть выплаты, то есть прекратить начисление Bürgergeld даже тем, кто прибыл весной 2025-го. Однако такие намерения натолкнулись на сопротивление муниципалитетов и земель: местные власти предостерегли, что ретроспективная отмена помощи нарушает принцип доверия к государству и создаст хаос в расчетах. Ведь тысячи беженцев уже рассчитывали на получение определенной суммы и планировали свой бюджет соответственно, поэтому резкая отмена выплат могла бы вызвать социальное напряжение. Более того, действующее право фактически запрещает такие кардинальные изменения задним числом в социальной сфере, особенно если они ухудшают положение людей, выполнявших все требования закона. С практической точки зрения, попытка «откатить» выплаты ретроспективно грозила бы огромными бюрократическими трудностями. Нужно было бы пересматривать десятки тысяч дел и, возможно, требовать возврата уже выплаченных средств.

Смотрите нас в YouTube: важные темы – без цензуры

В краткосрочной перспективе реформа означает, что украинцам, которые прибудут в Германию в дальнейшем, придется рассчитывать на более скромный уровень государственной поддержки и скорее искать источники дохода самостоятельно.

В среднесрочной перспективе власти надеются увидеть рост уровня занятости среди беженцев и снижение нагрузки на соцфонды. Время покажет, оправдаются ли эти надежды, но уже сейчас понятно: система социальной помощи украинским переселенцам в ФРГ входит в новую фазу, более близкую к стандартным условиям для искателей убежища.

Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры

Мандровська Олександра
Редактор

Сейчас читают