Между доходами и расходами: в украинском парламенте пытаются свести бюджетный баланс

6 октября 16:54

Бюджетный процесс в Украине преодолел очередной этап. До 1 октября народные депутаты и парламентские комитеты должны были подать свои предложения к проекту бюджета-2026. И они это сделали. Имели возможность оценить бюджетные предложения и другие соприкасающиеся институты. Что именно больше всего привлекло внимание специалистов — выяснял «Коммерсант Украинский».

Много предложений по увеличению расходов, которые не обеспечены реалистичными источниками финансирования. Так главный вызов нынешнего этапа работы над проектом бюджета очертила Роксолана Пидласа, председатель парламентского бюджетного комитета, который и занимается сейчас подготовкой законопроекта к первому чтению.

Собственно, достаточность расходов и реалистичность доходов были, есть и будут главными темами бюджетных дискуссий.

Достаточность бюджетных расходов

Расходы государственного бюджета на 2026 год планируются в сумме 4,8 трлн грн. Это на 9,6 % больше, чем в 2025 году, однако с учетом инфляции, реальный объем расходов на самом деле уменьшится на 2,4 %. Это один из выводов, который содержится в отчете аудиторов Счетной палаты Украины.

Самая большая статья расходов — нацбезопасность и оборона — 2,8 трлн грн, что на 6,5% больше нынешних расходов, утвержденных июльским оборонным бюджетом. При этом аудиторы указывают, что этих средств может быть недостаточно, ведь расходы на заработную плату, в том числе денежное обеспечение военнослужащих, предлагается оставить на уровне 2025 года. Хотя, например, нынешняя потребность в таких выплатах до конца года может оказаться ориентировочно на 90 млрд грн больше.

«Очевидно, стоит ожидать, что бюжет-2026 будет пересматриваться в сторону увеличения оборонных расходов посреди года», — отмечает экономист, профессор Киево-Могилянской бизнес-школы Алексей Геращенко.

Хотя здесь стоит вспомнить о самой большой бюджетной новации в этом году в сфере оборонных расходов — так называемый «оборонный резерв» на 200 млрд грн. Это новая бюджетная программа Минфина, средства которой правительство своим решением будет распределять между Силами обороны для оперативного реагирования на потребности на поле боя.

«Учитывая предусмотренный резерв средств в сумме 200 млрд грн, который предложено направить по решению Кабмина для сектора безопасности и обороны, расходы вырастут на 168,6 млрд грн, или 6,4 процента», — это также вывод, который содержится в отчете Счетной палаты.

Еще один приоритет в части направления расходов — социальная защита и социальное обеспечение. На эти цели планируется направить 481 млрд грн, что на 11% больше, чем в 2025 году.

При этом, в проекте Государственного бюджета на 2026 год продолжена практика занижения прожиточного минимума. Это констатируют в парламентском комитете по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов.

Напомним, с 1 января 2026 года прожиточный минимум на одного человека планируют определить на уровне 3209 гривен, сейчас он составляет 2920 гривен. И, как признают депутаты, уже ниже фактического прожиточного минимума в 2,9- 3,7 раза.

«Поскольку прожиточный минимум в соответствии с Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» является базовым государственным социальным стандартом, на основе которого определяются размеры основных государственных социальных гарантий (минимальной заработной платы, минимальной пенсии, государственной социальной помощи), можно констатировать, что вся социальная часть проекта Государственного бюджета Украины на 2026 год, как и в предыдущие годы, сформирована на основе значительно заниженного размера прожиточного минимума», — отмечается в выводах парламентского парламента.

Обоснованность бюджетных доходов

Доходы государственного бюджета в проекте бюджета на следующий год предусмотрены в сумме 2,9 трлн грн, что на 16,4 % больше, чем утверждено на 2025 год. Однако, как считают в Счетной палате, отдельные ожидаемые суммы поступлений недостаточно обоснованы. В этом контексте там упоминают 60 млрд грн, которые правительство планирует получить благодаря улучшению работы реформированной Гостаможслужбы по уменьшению объемов уклонений от уплаты таможенных платежей, а также 26 млрд грн, которые должны поступить благодаря усовершенствованию работы по взысканию налогового долга.

Но больше всего вопросов вызывает обоснованность планов получить 22,5 млрд грн благодаря изменениям налогового законодательства в части введения обмена информацией о доходах, полученных через цифровые платформы, и акцизного налога на воды. Подпитываются эти сомнения тем обстоятельством, что соответствующие изменения еще не одобрены Верховной Радой. И не известно будут ли вообще одобрены. Председатель бюджетного комитета Роксолана Пидласа так оценивает парламентские перспективы новых налогов, как она их назвала: «на OLX» и «на сладкую воду».

«В случае принятия и вступления в силу до 1.01.2026, они вместе могут принести 22,5 млрд грн в год. Но пока выглядит так, что «налог на OLX», а это — 14 млрд грн, является гораздо более реалистичным для голосования в Верховной Раде, хотя и здесь могут возникнуть вопросы», — признает депутат.

В целом достаточно скептически оценивает перспективы собственных доходов бюджета Алексей Геращенко, экономист, профессор Киево-Могилянской бизнес-школы.

«Не исключаю, что придется рассматривать варианты повышения налогов, ведь план роста доходов бюджета существенно опережает плановые темпы номинального роста экономики — соответственно предполагается увеличить долю перераспределения ВВП через бюджет. И здесь только два пути — или существенная детенизация, или рост ставок налогов. Пока о росте налогов речь не идет, впрочем не исключаю, что такое требование может поступить от МВФ и партнеров», — отмечает специалист.

Он также считает, что основным вызовом является получение необходимых сумм внешнего финансирования, а это более 40 миллиардов долларов дефицита бюджета. И пока, как напоминает экономист, договоренности о соответствующих суммах от партнеров нет.

Уязвимость местных бюджетов

На 2026 год доходы местных бюджетов предусмотрены в объеме 873,8 млрд грн, что на 157,1 млрд грн или 21,9 % больше, чем в 2025 году. Здесь и собственные доходы, и трансферты из Госбюджета.

В то же время существенные изменения может претерпеть структура этих доходов. На это обращает внимание главный научный сотрудник отдела социально-экономического развития сельских территорий Института аграрной экономики, доктор экономических наук Юрий Пасечник.

«Самый весомый собственный ресурс общин — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — в 2025 году зачисляется в местные бюджеты в размере 64%, а в проекте Госбюджета-2026 эту долю предлагается уменьшить до 60%. При этом НДФЛ с денежного обеспечения военнослужащих будет направляться в специальный фонд государственного бюджета. По расчетам ученых Института аграрной экономики, такой подход может привести к уменьшению расходов для громад ориентировочно на 15-16 млрд грн, даже при условии роста поступлений в целом», — подчеркивает специалист.

То есть можно сделать вывод, что в целом в 2026 году местные бюджеты будут оставаться уязвимыми, а их финансовая автономия может быть существенно сужена.

Может, поскольку бюджетный законопроект еще не стал законом. Бюджетный комитет парламента сейчас занят проработкой депутатских замечаний и предложений. Рассмотрение законопроекта о Государственном бюджете Украины на 2026 год в первом чтении планируется 21-23 октября, а во втором чтении — 18-20 ноября.

Автор: Сергей Василевич

Марина Максенко
Редактор

Сейчас читают