Молитва по приказу, страх и контроль: как формируется политический культ Путина
24 декабря 16:52
РАЗБОР ОТ Русская православная церковь открыто встраивается в государственную пропаганду, превращая веру в инструмент страха и контроля. Здесь больше не спрашивают, во что ты веришь — важно, за кого ты молишься, что лайкаешь и где молчишь. В этой системе религия, цифровые платформы и политика сливаются в единую вертикаль принуждения, где даже тишина может стать преступлением.
В России религия все откровеннее используется как часть государственной пропаганды и механизм принуждения. Прокремлевские телеграм-каналы сообщают, что российская православная церковь призвала граждан молиться за Путина не менее пяти раз в день, прямо связывая отказ от молитвы с «риском попасть в ад».
С соответствующим обращением, по информации источников, выступил близкий соратник патриарха Кирилла, попросив опубликовать его слова для широкой аудитории — «православных и не только».
«Наступают решающие для России месяцы и годы. Владимир Владимирович твердо ведет страну вперед, к Победе. […] Поэтому каждый россиянин должен истово за него молиться», — отметил собеседник.
По его словам, осенний призыв молиться за президента трижды в день больше не является достаточным.
«Кто не будет молиться — должен помнить, что за такое можно попасть в ад. Выбор очевиден», — добавил он.

Политический, а не религиозный сигнал
Доктор философских наук, профессор, проректор Европейского университета Сергей Ягодзинский в комментарии для
«Мы не будем погружаться во внутреннюю цивилизационную парадигму российского общества. Здесь важен политический аспект даже такого, казалось бы, религиозного сообщения», — отмечает Ягодзинский.
По его словам, подобные обращения стоит рассматривать в более широком контексте — тотального контроля и централизации власти в РФ.
Цифровой суверенитет как форма надзора
Ягодзинский обращает внимание на недавние заявления Путина о так называемом «цифровом суверенитете», которые прозвучали во время большой пресс-конференции.
«Путин интерпретирует цифровой суверенитет как возможность полностью контролировать информационное пространство: собственные мессенджеры, почтовые сервисы, серверы внутри страны», — объясняет Сергей Ягодзинский.
Формально это подается как защита от внешнего воздействия, но фактически, отмечает Ягодзинский, речь идет о цифровом надзоре.
«Если цифровой суверенитет равен цифровому контролю — это огромная проблема для граждан», — говорит Сергей Ягодзинский.
По мнению профессора, в России создана среда, где наказывают не только за действия, но и за бездействие.
«Ты полностью в цифровом рабстве. Ты будешь и молиться пять раз на путина, и лайкать там, где нужно», — отмечает Ягодзинский.
Тоталитаризм без формального объявления
Современная россия — это пример системы, которая формально может не выглядеть тоталитарной, но фактически таковой является.

«Это общество тоталитарное, потому что и действие, и бездействие могут наказываться. Когда тебя наказывали за действие — это одна история. А когда могут наказать за молчание — остается только молиться», — отмечает Сергей Ягодзинский.
Подытоживая, профессор говорит об ответственности самого общества за принятую модель существования.
«Можно только посочувствовать гражданам российской федерации. Но они сами выбирают такой путь», — резюмирует Ягодзинский.
На этом фоне призывы молиться за президента пять раз в день выглядят не религиозной практикой, а еще одним элементом системы принуждения, где вера, страх и контроль сливаются в единый инструмент власти.