Мораторий на минималках: будут ли ходить правоохранители, и как часто, «в гости» к бизнесу

28 июля 17:07
РАЗБОР ОТ «Коммерсант Украинский»

Бизнес должен работать, а государство — не мешать. Такими словами новая глава правительства Юлия Свириденко проанонсировала введение моратория на проверки бизнеса контролирующими органами. Некоторые поспешили причислить такой мораторий к достижениям нового правительства. Но далеко не все. И для этого есть основания. Насколько эффективным может быть новый мораторий, выяснял «Коммерсант Украинский».

Сдержанность позитива

Представители бизнеса отреагировали на объявление моратория позитивно, но опыт выполнения предыдущих подобных решений все же заставлял добавлять к таким оценкам свои «но».

Бизнес-омбудсмен Роман Ващук, например, констатируя, что введение однолетнего моратория на проведение проверок может уменьшить административное давление на бизнес, поделился еще и таким предостережением.

«Наш опыт в Совете бизнес-омбудсмена включает определенное предостережение относительно возможности использования других инструментов давления на бизнес (как это было, например, с системой СМКОР, которую использовали не по назначению для «мини-проверок») в обход моратория»,

— подчеркнул бизнес-омбудсмен.

В Европейской Бизнес Ассоциации особое внимание обращают на проверки со стороны правоохранительных органов и считают мораторий на такие проверки своевременным. Продолжает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации.

«Безосновательно открытые уголовные производства создают серьезные репутационные риски, а закрытие производств может длиться годами и требовать значительных ресурсов. Иногда это вообще может парализовать деятельность компаний. Впрочем, для системного изменения ситуации с давлением со стороны правоохранителей необходим стратегический подход. Речь идет о повышении квалификации персонала, улучшении материально-технического обеспечения, но прежде всего — об изменении философии самих органов правопорядка»,

— отмечает Анна Деревянко.

По ее словам, в целом компании не против моратория на проверки контролирующими органами, ведь часто именно законопослушные компании попадают под их давление.

«К примеру, сейчас белый бизнес оспаривает более 80% актов проверок налоговой, а споры по налоговым накладным в 95% случаев решаются в пользу компаний. В этом контексте уменьшение количества необоснованных претензий к честным налогоплательщикам могло бы облегчить их деятельность. Зато проверки должны фокусироваться на тех, кто работает в тени. Бизнес признает, что проверки являются полезным инструментом для борьбы с нелегальной торговлей и уклонением от уплаты налогов, прежде всего в сфере торговли подакцизными товарами»,

— отмечает Анна Деревянко.

Неприятность опыта

Украинский бизнес может вспомнить немало публичных попыток украинской власти обеспечить — как это называлось официально — «соблюдение правоохранительными органами прав участников уголовного производства» или, если проще — ограничить произвол правоохранителей. И эти попытки нельзя считать успешными. Одних только законопроектов «Маски-шоу стоп» можно насчитать аж три. Мораториев на проверки бизнеса в последние годы было не меньше. Вспоминаются соответствующие ограничения, введенные в 2014 году, которые продолжались в течение нескольких последующих лет, а также мораторий, введенный в начале полномасштабного вторжения в марте 2022 года — тогда было решено прекратить проверки бизнеса, чтобы обеспечить стабильную работу предприятий в условиях военного положения.

Адвокат, старший юрист фирмы VB Partners Владислав Мифтахутдинов вспоминает еще опыт предыдущего «моратория» от января 2024 года, где прямо содержалась рекомендация ограничить в течение 3 месяцев обыски и другие следственные действия против бизнеса. Однако, по словам специалиста, никаких положительных результатов тот мораторий не дал.

«Если в какой-то момент активность следствия действительно спала, то в дальнейшем — она превзошла все предыдущие показатели. В частности, официальная статистика за 2024 год подтверждает рекордную активность Бюро экономической безопасности (БЭБ), как профильного органа следствия по делам против бизнеса: в частности, зарегистрировано было на 20% больше производств по хозяйственным преступлениям, чем в 2023 году. Значительно возросло количество инициированных арестов имущества по делам БЭБ: в 2023 году прокуроры приняли участие в 282 делах об аресте, в 2024 году — в 494. В 2024 году БЭБ было предоставлено рекордное количество разрешений на негласные следственные действия — 3777. Это в более чем 2 раза превышает показатель 2023 года — тогда было 1798 разрешений, и в 26 раз больше, чем в 2022 году»,

— отмечает специалист.

То есть, делает вывод адвокат, мораторий не сработал так, как планировалось: давление на бизнес после короткой паузы только усилилось.

Кстати, по его словам, в этом году цифры также впечатляют, поскольку статистика за I полугодие 2025 года — практически идентична данным за I полугодие прошлого года.

Ограниченность моратория

С 24 июля налоговая и таможня ограничат проверки для предприятий с низким риском. Такой новостью глава правительства Юлия Свириденко поделилась с общественностью после утверждения плана реализации решения СНБО о моратории на безосновательные проверки и вмешательство в работу бизнеса. Она напомнила и об исключении из моратория — высокорисковые отрасли, например оборот подакцизных товаров.

Собственно, эта ограниченность в проверках легко прослеживается и в президентском указе, и в решении СНБО. Там, если быть точным, речь не о моратории на проверки бизнеса, а о «моратории на безосновательные проверки». В тексте решения СНБО, в частности, говорится об «установлении ограничения на проведение проверок в отношении субъектов хозяйствования, которые имеют статус авторизованных экономических операторов и субъектов хозяйствования с незначительной степенью риска, за исключением тех, которые осуществляют деятельность, связанную с оборотом подакцизных товаров».

Владислав Мифтахутдинов привлекает внимание и к еще одной принципиальной детали.

«Сообщается о введении в Украине очередного «моратория» на проверки бизнеса со стороны контролирующих органов. Однако соответствующий Указ Президента не содержит никаких упоминаний о запрете следственных действий и проверок бизнеса со стороны правоохранителей. То есть никакого прямого или косвенного запрета/рекомендации воздерживаться от следственных действий, обысков, арестов бизнеса — нет»,

— констатирует юрист.

Зато, что же предусматривает решение СНБО, утвержденное Указом главы государства? Кроме уже упомянутого установления ограничения на проведение проверок в отношении субъектов хозяйствования с незначительной степенью риска и совершенствования методики применения риск-ориентированного подхода при определении целесообразности проверок, в решении СНБО содержатся рекомендации Офису Генпрокурора и другим правоохранительным структурам в течение месяца завершить аудит уголовных производств в отношении субъектов хозяйствования, а также усилить контроль за законностью процессуальных действий, которые могут негативно повлиять на деятельность бизнеса.

Кстати, оценивать и пересматривать правоохранителям есть что. Новый Генеральный прокурор Руслан Кравченко уже имел возможность отчитаться. Он сообщил, что аудит уголовных производств, касающихся бизнеса, продолжается, и из 21-й тысячи установленных дел этой группы уже закрыто 7 тысяч дел.

Обновляемость законодательства

Сообщая об ограничении проверок бизнеса, глава правительства Юлия Свириденко анонсировала и внесение правительством в Верховную Раду законопроектов о защите бизнеса и реформе контролирующих органов. Одной из заявленных новаций является то, что новые дела сможет согласовывать только Генпрокурор или руководители прокуратур регионального уровня. Как считают в Европейской Бизнес Ассоциации, теоретически, передача полномочий по открытию новых производств против бизнеса исключительно Генеральному прокурору или руководителям областного уровня может уменьшить количество таких производств. При этом исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко обращает внимание на неотложность принятия и других решений.

«Сейчас критически важно обеспечить четкие сроки досудебного расследования и понятную процедуру закрытия уголовных дел, ведь сейчас отдельные производства могут длиться годами»,

— отмечает Анна Деревянко.

Всего в решении СНБО относительно моратория на безосновательные проверки Верховной Раде Украины рекомендовано ускорить рассмотрение семи проектов законов Украины. Один из них — «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно усовершенствования гарантий защиты субъектов хозяйствования при осуществлении уголовного производства» (рег. №12439 от 24.01.2025). Так и хочется сказать: некий законопроект «Маски-шоу стоп — 4». Хотя 5-й попытки возможно и не понадобится.

По крайней мере, по оценке адвоката Владислава Мифтахутдинова, этот законопроект содержит немало норм-предохранителей, направленных на борьбу со злоупотреблениями следствия и необоснованным ограничением интересов бизнеса. Кстати, одним из разработчиков законопроекта была как раз команда VB Partners.

«Скорейшее принятие такого законопроекта позволит существенно снизить уровень давления на бизнес. Положительно следует оценивать, в частности предложения Офиса Генпрокурора к такому законопроекту о регистрации производств против бизнеса только руководителями органов прокуратуры; истребовании у компаний вещей, документов или данных только по согласованию с прокурором; контроля со стороны прокуроров за аналитическими продуктами БЭБ. Все эти изменения в комплексе с другими положениями Законопроекта №12439 действительно могут привести к перезагрузке отношений бизнеса и правоохранителей»,

— констатирует юрист.

И как вывод. Специалист напоминает, что любой «мораторий» может быть действенным исключительно при условии четкого нормативного регулирования, то есть внесения соответствующих изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, надлежащего контроля за соблюдением таких норм со стороны прокуратуры и руководителей органов следствия, а также объективного и надлежащего судебного контроля за соблюдением прав и интересов участников производства.

Сергей Василевич

Дзвенислава Карплюк
Редактор

Сейчас читают