Больше всего жалоб предпринимателей касается налоговых вопросов — отчет бизнес-омбудсмана

4 февраля 19:42

Бизнес-омбудсман Украины Роман Ващук подытожил сделанное институтом в 2024 году и обозначил проблемы, с которыми предприниматели чаще всего сталкиваются в отношениях с государственными органами и соответственно обращаются за помощью. Об этом сообщается на сайте Совета бизнес-омбудсмана, информирует «Коммерсант Украинский».

Приоритетами в работе Совета бизнес-омбудсмана было решение индивидуальных жалоб и системных проблем бизнеса, участие в привлечении бизнеса в восстановление Украины и решение проблем в преодолении последствий войны, распространение идей надлежащего управления для развития доверия между бизнесом и властью.

В частности, Совет бизнес-омбудсмана продвигает Декларацию справедливого и благоразумного администрирования.

«Документ, который разработал Совет, является дорожной картой, которая должна регулировать отношения украинских государственных органов с предпринимателями», — отмечается в отчете.

В течение 2024 года Совет бизнес-омбудсмана получил от предпринимателей 1191 жалобу:

— 61 процент обращений касался налоговых вопросов,

— 13% жаловались на действия правоохранительных органов,

— 7% обращений было вызвано действиями государственных регуляторов,

— 6% — касались таможенных вопросов,

— 4% обращений были вызваны действиями органов местного самоуправления.

Что касается результатов рассмотрения, то:

— 659 дел закрыто,

— 64% успешно закрытых дел завершено успешно,

— для украинских предпринимателей сэкономлено 2 млрд грн,

— 96% жалобщиков довольны результатом рассмотрения (согласно ответам, предоставленным через форму обратной связи).

В 2024 году представители Совета бизнес-омбудсмана совершили 6 региональных визитов: в Одессу, Черкассы, Львов, Ровно, Тернополь и Чертков.

По результатам этих поездок, например, ликеро-водочный завод в Черкасской области был исключен из списка рисковых налогоплательщиков, а завод в Тернополе возобновил производство светильников и продолжил поставки.

Налоговые проверки — проверяй, но доверяй

В 2024 году Совет бизнес-омбудсмана провел расследование по собственной инициативе относительно налоговых проверок и по его результатам сформулировал ряд идей, которые могут положительно повлиять на эффективность налоговых проверок и способствовать построению партнерских отношений между бизнесом и государством.

Как считают в Совете бизнес-омбудсмана, целесообразно формирование уполномоченным руководством ГНС нового направления политики для обеспечения применения принципа верховенства права и практик, которые отвечали бы принципам пропорциональности, обоснованности и справедливости результатов налоговых проверок.

Важным является внедрение принципа «сначала консультирование», основной целью которого является коммуникация с налогоплательщиками с целью исправления ошибок перед определением денежного обязательства или штрафной санкции.

По мнению Совета бизнес-омбудсмана, следовало бы также усилить роль юридических департаментов в органах ГНС на этапе налоговых проверок для осуществления уже на уровне территориального органа ГНС полноценного анализа качества выводов, к которым предварительно пришли аудиторы, и для безотлагательного учета их судебных перспектив.

Уменьшение же количества дел в административных судах, особенно в городе Киеве после ликвидации ОАСК, например, можно было бы достичь путем внедрения альтернативных методов разрешения споров. С этой целью сейчас Совет расширяет свои возможности для использования инструментов медиации.

Еще одним направлением приложения усилий, как считают в Совете бизнес-омбудсмана, является разработка целевых и амбициозных КРІ для измерения и усиления финальной результативности налоговых проверок (в частности, после судебного разбирательства), увеличение прозрачности путем публикации информации, доступной для восприятия и анализа заинтересованной общественностью, а также обеспечение постоянной обратной связи от владельцев бизнеса.

Василевич Сергій
Редактор

Сейчас читают