Негулевский: Правительство планирует разделить Укрзализныцю на части — пассажирские перевозки отдельно, грузовые — отдельно
10 ноября 12:26
ЭКСКЛЮЗИВ
Власти готовят законодательные изменения, которые предусматривают структурное разделение «Укрзализныци» на несколько отдельных компаний. Об этом в комментарии «Коммерсант Украинский» журналистам сообщил народный депутат, член транспортного комитета Верховной Рады Игорь Негулевский.
«Мы будем разделять «Укрзализныцю» на несколько частей. Это будет отдельно пассажирские перевозки, отдельно грузовые и отдельная компания», — сказал Негулевский.
По его словам, новая модель управления должна быть закреплена в будущем законе об «Укрзализныце». Сначала примут так называемый «малый рамочный» закон, а позже — более широкий документ, который окончательно определит структуру компании.
Фактически, речь идет о подготовке к разграничению активов государственного монополиста, что открывает возможность для дальнейшей частичной приватизации или привлечения частных операторов к отдельным направлениям деятельности.
«Мы хотим, чтобы потом не было вопросов — а как пассажирка сбалансировала финансы. Это будут отдельные предприятия, чтобы понимать, где дебет, а где кредит», — пояснил депутат.
Он признал, что нынешнее состояние компании остается сложным: война, разрушение инфраструктуры и потеря клиентов на Востоке резко сократили грузопоток и доходы железной дороги.
«Очень много основных клиентов с Востока были, а теперь их нет. Из-за войны потеряли большой объем грузов», — сказал он.
Негулевский также поддержал идею о повышении тарифов на грузоперевозки до 40% — «чтобы сделать это направление хотя бы рентабельным».
В то же время бизнес и промышленники преимущественно критикуют такие намерения действующего топ-менеджмента УЗ.
Политик признает, что так или иначе, но пассажирские перевозки все равно будут оставаться убыточными и их будет финансировать государство. Мол, именно так и происходит в большинстве европейских стран.
«Deutsche Bahn, например, в 2024 году даже грузовые перевозки финансировала из бюджета Германии. Не говоря уже о пассажирских», — отметил он.
Таким образом, по словам депутата, реформа УЗ должна превратить компанию в несколько самостоятельных структур с прозрачной финансовой отчетностью.
Однако на практике такая модель может открыть путь к продаже или концессии отдельных именно прибыльных направлений — прежде всего грузового бизнеса, в то время, как нерентабельные пассажирские перевозки, логично, что целиком будут ложиться на плечи налогоплательщиков.
Во время доклада в Верховной Раде член Наблюдательного совета «Укрзалізниці» Сергей Лещенко подчеркнул, что все ресурсы «Укрзалізниці» исчерпаны, а финансовое положение компании становится критическим. Если ситуация не изменится, украинская железная дорога может полностью остановиться.
Он сообщил, что за девять месяцев 2025 года чистые убытки компании составили 7,19 млрд грн, и без поддержки государства ситуация может стать критической.
Читайте нас в Telegram: важные темы – без цензуры