Оптимальный вариант: насколько возможен экспорт украинской нефти в Чехию
25 ноября 17:03
РАЗБОР ОТ Украинская нефть еще в этом году может появиться на чешских нефтеперерабатывающих заводах. В этом есть заинтересованность и потребность, как украинской стороны, так и чешской. Насколько реалистичным является этот проект — выяснял «Коммерсант Украинский».
О том, что Чехия вскоре может начать импорт украинской нефти, несколько дней назад сообщили чешские издания Radiožurnál и iROZHLAS.cz. По информации источников этих изданий, инициатором предложения выступила Украина. Это понятно, поскольку россияне своими ударами фактически уничтожили украинскую нефтепереработку и это сделало максимально актуальным вопрос: что делать с добытой в Украине нефтью. Главным партнером в чешском проекте может выступить польская нефтяная компания Orlen, которая является владельцем чешских нефтеперерабатывающих заводов, и активно сотрудничает по газовым контрактам с украинским «Нафтогазом».
Как сообщают чешские издания, непосредственно к участию в реализации проекта по экспорту украинской нефти, привлечены Orlen Unipetrol RPA, которая является частью Группы ORLEN и владельцем чешской части нефтепровода «Дружба», чешская государственная трубопроводная компания Mero, а также словацкая трубопроводная компания Transpetrol, которая является администратором словацкой части «Дружбы». Стоит пояснить, что украинская нефть в Чехию может попасть через нефтепровод «Дружба» и как раз его словацкую часть.
Украинские интересы и возможности
Объем поставок нефти из Украины, по крайней мере, как утверждают чешские издания, может быть довольно значительным: около 75-100 тысяч тонн в месяц. Это будет покрывать почти 15 процентов годового потребления нефти в Чехии. И этот объем экспорта в масштабах года почти сопоставим с ориентировочным годовым объемом нефтедобычи в Украине.
Продолжает Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI».
«Если брать по аналогии с прошлым годом, это где-то 1,4 миллиона тонн в год добычи. И это то, что раньше шло на Кременчуг, на переработку, а теперь имеем с этим проблемы», — констатирует Михаил Гончар.
По его информации, где-то в августе в Украину приезжала делегация чешской трубопроводной компании Mero и вела соответствующие переговоры.
«Надо понимать, что этот вопрос не сегодня актуализировался, а практически тогда, когда в июне окончательно добили Кременчугский НПЗ, тогда уже возник вопрос, куда девать нефть. Поэтому переговоры проводились», — отмечает эксперт.
Пока решается вопрос с экспортом украинской нефти возможность остановки ее добычи однозначно не рассматривается. Во-первых, как объясняют специалисты, потому, что добыча нефти технически связана с добычей природного газа, который Украине сейчас так нужен и для функционирования промышленных объектов, и для отопления домов украинцев. А, во-вторых, прекращение добычи означает консервацию скважин. И это также для Украины не вариант.
Продолжает Михаил Гончар.
«Если вы останавливаете добычу нефти, то вы должны глушить скважины. А это же скважины, из которых нефть идет очень давно и потом их восстанавливать обойдется дороже, наверное, чем бурить новые. У нас месторождения истощены. Плюс добил их Коломойский со товарищи, когда «Укрнафту» взял под свою опеку», — отмечает специалист.
Михаил Гончар напоминает, что в середине нулевых «Укрнафта» добывала в год, если брать максимальный показатель, примерно 4 с половиной миллиона тонн нефти вместе с газовым конденсатом — сейчас более чем втрое меньше.
«По прошлому году это было где-то 1,4 миллиона тонн. И это уже показатели пошли вверх в течение последних 2-3 лет после того, как «Укрнафту» освободили от влияния Коломойского и его партнеров. Потому что начали бурить новые скважины, ремонтировать старые и оно пошло немножко вверх. И это тем более конкретизирует ситуацию: мол, что же мы вкладывали средства в увеличение добычи, а теперь начнем все это глушить», — отмечает Михаил Гончар.
А еще это осознание актуализирует задачу: находить рынок сбыта для украинской нефти.
Чешский вариант для украинской нефти
Поставки украинской нефти именно в Чехию президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар считает «единственным вариантом продажи украинской нефти в хорошие руки». Если, конечно, вести речь именно о трубопроводном экспорте, а не перевозке, скажем, в цистернах по железной дороге. «В добрые руки», то есть тем, кто поддерживал и поддерживает Украину в ее сопротивлении российской агрессии. Тем более, что, как оказывается, есть и другие покупатели на украинскую нефть.
В словацкой трубопроводной компании Transpetrol чешским изданиям Radiožurnalu и iROZHLAS.cz рассказали, что сначала к ней с просьбой о транспортировке украинской нефти обратилась компания Orlen Unipetrol RPA, а позже — словацкая Slovnaft. И словаки уже вроде бы подписали необходимые контракты и, как утверждают в компании Transpetrol, уже даже состоялись первые поставки. Зато чешская сторона все еще ведет переговоры.
У этой задержки есть объяснение. Как оказывается, поскольку благодаря освобождению от европейских антироссийских санкций российская нефть все еще поступает в Словакию через нефтепровод «Дружба», импорт украинской нефти с похожим составом через ту же систему не является проблемой. В случае же с поставками в Чехию чисто украинская нефть должна быть отделена от российской в трубопроводе.
«Учитывая, что технологическое наполнение словацкой нефтепроводной системы «Дружба» состоит из российских экспортных смесей, из-за запрета, связанного с санкциями ЕС, чешской стороне необходимо решить этот вопрос технически и административно, что впоследствии позволит Transpetrol транспортировать украинскую отечественную нефть через территорию Словацкой Республики и доставлять ее чешскому транспортеру для Orlen Unipetrol RPA», — заявили в словацкой трубопроводной компании Transpetrol и сообщили, что экспертные группы работают над поиском технических решений для отделения украинской нефти от российской.
По мнению Михаила Гончара, президента Центра глобалистики «Стратегия XXI», проблемы с экспортом украинской нефти в Чехию могут быть решены.
«Нефтепровод «Дружба», он недогружен, поскольку там практически используется только один трубопровод из двух имеющихся. Поэтому технологически можно запустить. Скажем, методом раздельной прокачки», — отмечает специалист.
Михаил Гончар пояснил, что такое раздельная транспортировка, которая может быть использована при поставках нефти в Чехию.
«Нефть же не идет таким сплошным потоком с утра до вечера, с вечера до утра, семь дней в неделю, 365 дней в году. То есть прокачиваются определенные партии. Поэтому когда прошла партия нефти одного сорта, может ставиться определенный разделитель, такая конструкция в виде шара, соответствующая внутреннему диаметру трубы, и закачивается другая партия. То есть здесь нет ничего оригинального в этой технологии. И как раз наши центральноевропейские партнеры, такие же компании, как наша «Укртранснафта», операторы нефтетранспортных систем, и особенно чешская трубопроводная компания Mero, они очень опытны в том, чтобы работать одновременно с различными сортами нефти», — отмечает эксперт.
Михаил Гончар также отмечает, что подобная раздельная транспортировка позволит сохранить качество украинской нефти, потому что она лучше, чем российская Urals.
«Помню, как в 2004 году делали анализ украинской нефти, потому что за пределами Украины она никому не была известна. Проводили его в специальной сертифицированной лаборатории известной итальянской нефтяной компании AGIP. Они сделали этот анализ, который показал, что украинская нефть, условно, Ukrainian Light, по характеристикам практически тождественна азербайджанской нефти марки Azeri Light. А почему это важно? А потому, что она торгуется выше. И поэтому возникает вопрос: если это будет просто обычное добавление украинской нефти в поток российской Urals, то этим просто мы улучшим качество Urals, но от этого сделаем хорошо только тем, кто на том конце трубы все еще получает российскую нефть. А сами, грубо говоря, будем получать цену как за Urals», — отмечает специалист.
Важным для украинцев должен быть и тот факт, что Чехия добросовестно выполнила свое обязательство отказаться с 2025-го года от российской нефти. Продолжает Михаил Гончар.
«Раньше у них было как? Завод в Кралупах, он давно, с 95-го года, перешел на нерусскую нефть. Чехи сделали из Германии нефтепровод, специально сделали, чтобы отказаться, по крайней мере, диверсифицировать поставки, отказаться частично от российской нефти. И они перевели этот завод на легкую нефть, которую получали со средиземноморского рынка. А завод в городе Литвинов продолжал работать на Urals, которая шла по «Дружбе». И вот с 2025-го года чехи отказались от российской Urals», — отмечает эксперт.
Украинская нефть могла бы как раз дозагрузить мощности Литвиновского НПЗ. У других сторон, касающихся проекта, свои выгоды. Для польской Группы Orlen, как отмечают чешские журналисты, покупка украинской нефти является одновременно формой помощи Украине и, не в последнюю очередь, хорошей бизнес-возможностью благодаря якобы более низкой цене. Для трубопроводной компании Mero — это шанс запустить чешский участок «Дружбы», который после отказа от российской нефти не используется. К тому же, как напоминает Михаил Гончар, такой маршрут для чешской стороны является в целом более выгодным.
«Прямой маршрут по нефтепроводу «Дружба» — это более короткое и прямое плечо транспортировки. И тем более, что это же речь идет уже не о поставках из России. Поэтому поставки украинской нефти выгодны и им, и нам. Здесь вопрос совершенно очевиден. И потом, лучше нам продать это в Чехию, страну, которая нас поддерживает, чем подкармливать тех, кто по сути является нашим врагом», — считает специалист.
По его словам, также очень важно, как все будет организовано с украинской стороны, чтобы не возникло у кого-то соблазна создать еще какую-то специальную фирму-прокладку, которая возьмет на себя хлопоты по организации экспорта украинской нефти. Европейские партнеры Украины очень опасаются подобного «схематоза», а на фоне последних коррупционных скандалов эта тема особенно чувствительна.
Автор: Сергей Василевич